Картину «Мадонна делла Грацие» XVI века показали нижегородцам
21 августа 2021 года, 20:39 Тема: 800-летие Нижнего Новгорода
Возрастное ограничение: 0+.
Фото: Ольга Ковалева
Выставка одного шедевра — картины венецианского мастера XVI века Лоренцо Лотто «Мадонна делла Грацие» открылась в Доме Сироткина в Нижнем Новгороде (Верхне-Волжская набережная, 3) 21 августа, сообщает корреспондент ИА «Время Н», присутствующий на торжественном мероприятии.
Впервые в нижегородском музее представлена работа из собраний Государственного Эрмитажа. Этот проект приурочен к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода и знакомит зрителей с уникальным памятником венецианской живописи XVI столетия.
Художник обратился к торжественной иконографии, прославляющей Богоматерь. На картине Лото Марию окружают ангелы, благовейно любующиеся Младенцем. В одеяниях Мадонны присутствуют традиционное сочетание цветов: красного и синего, где синий плащ символизирует небесную благодать, осеняющую Деву, а красный хитон — кровь Христову.
Колорит картины Лоренцо Лотто отличается праздничной декоративностью. Мастер смело и виртуозно вводит в гамму насыщенные сочетания золотисто-желтого, зеленого, розового и белого цветов.
В экспозицию также включены гравюры из фонда графики и ценного библиотечного фонда нижегородского музея, посвященные образу Мадонны в западноевропейском классическом искусстве. Репродукционные эстампы XVI-XIX столетий воспроизводят работы знаменитых мастеров итальянской, французской и немецкой художественной школы.
«Мы рады, что нам удалось организовать эту замечательную выставку в рамках 800-летия Нижнего Новгорода. Впервые в городе открывается проект совместно с Государственным Эрмитажем, с которым наш музей давно сотрудничает и участвует в его проектах. Я считаю, что это начало нашей большой дружбы, уверен, что в ближайшее время в Нижегородском художественном музее пройдут выставки разных направлений и жанров из собрания Эрмитажа», — заявил генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.
По его словам, 2021 год в нижегородском музее проходит под знаком Италии, подготовлена программа, посвященная итальянской культуре.
На открытии выставки присутствовал посол Италии в России Паскуале Терраччано. Он заметил, что участвовать в данном событии для него большая честь.
«Я рад, что итальянская культура играет такую значимую роль для Нижнего Новгорода. Культурные отношения между нашими странами уникальны, и эта выставка позволяет подчеркнуть их высокий уровень», — подчеркнул посол.
Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства и директор центра «Эрмитаж-Италия» Ирина Артемьева, в свою очередь, сообщила, что формат такой выставки для Эрмитажа привычный. Она также выразила уверенность, что он будет будет интересен и нижегородцам.
«Он позволяет близко познакомиться с картиной и историей ее создания, с художником, который писал это полотно, а также представить научно-исследовательскую работу музея», — сказала она.
Она уточнила, что процесс реставрации картины Лоренцо Лотто осуществлялся с учетом богатого опыта реставраторов Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа.
В процессе исследования произведения удалось установить, что картина, ранее хранившаяся в фондах музея как работа неизвестного итальянского мастера XVI века, представляет собой произведение знаменитого венецианского живописца. Эти данные подкреплялись изучением архивных материалов, в частности, «Книги расходов», где начиная с 1542 года, Лотто вел записи.
Артемьева напомнила, что впервые эта картина была представлена как открытие в 2007 году в Италии.
«Мне очень нравится, как экспозицию подготовил нижегородский музей. Мне кажется, что первый зал, который рассказывает об образе Мадонны в искусстве XVI—XIX вв., должен потрясти зрителя. Образ Мадонны — не просто религиозный символ, это образ вечной любви и жертвенности, он близок и понятен нашему поколению», — подчеркнула научный сотрудник.
Полотно представлено в рамках совместного проекта Эрмитажа и НГХМ «Великие коллекции — нижегородцам».
Справка
Выдающийся мастер эпохи Возрождения Лоренцо Лотто (1483−1557) был уроженцем Венеции и провел там детство и юношеские годы.
Хотя творческое становление Лотто связано с родным городом, он редко навещал Венецию. Первые успехи живописец сделал в Тревизо, куда уехал совсем молодым, затем он работал в городах Марке и Бергамо. В 1509 году папа Юлий II пригласил художника в Рим, где он, единственный из венецианцев, работал в Ватиканском дворце рядом с Рафаэлем и Перуджино.
Мастер вернулся на родину в 1526 году. В те годы венецианскую школу возглавлял Тициан, и в связи с этим Лотто испытывал определенные трудности с поиском заказов. Художник вновь отправился в Марке и возвратился только спустя четырнадцать лет. Лотто, не имевший собственного дома в Венеции, поселился у своего двоюродного племянника Марио д’Армано. Именно для дочери единственного родственника Лукреции, собиравшейся принять монашеский постриг, Лотто написал картину «Мадонна делле грацие».
Произведение Лоренцо Лотто — прекрасный образец живописной технике XVI столетия. Мастер использует сложную многослойную технику живописи. Так, для плаща Мадонны он применяет сразу два синих пигмента: в верхнем тонком слое натуральный ультрамарин, а в нижнем более толстом — азурит.
Интересным фактом является также и то, что живописец использовал стеклянный порошок, в качестве нейтрального вещества, введенного в пигменты, что было распространенным приемом среди итальянских живописцев эпохи Возрождения.
Автор: Ольга Ковалева