Мемориальную доску конструктору Михаилу Веселовскому откроют в Нижнем Новгороде
6 мая 2015 года, 19:03 Тема: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне
Митинг, посвященный открытию мемориальной доски выдающемуся конструктору и организатору производства боевых аэросаней для Красной Армии Михаилу Веселовскому, состоится в Нижнем Новгороде (ул. Минина, 28Б) в четверг, 7 мая в 12:00. Об этом сообщают организаторы мероприятия.
Решение об увековечивании памяти сотрудника НГТУ им. Р.Е. Алексеева было принято Гордумой 13 апреля в связи с 70-летием Победы в ВОВ.
Справка
Веселовский Михаил Викторович родился 25 июня 1901 года в Нижнем Новгороде в семье священника. В марте 1920 года окончил курсы автомобильных механиков. С апреля 1920 года работал помощником шофера автосекции СНХ и после призыва в Красную армию — машинистом электрической станции полка.
В 1921 году поступил на механическое отделение в Нижегородский государственный университет и в 1929 году завершил обучение по специальности «двигатели внутреннего сгорания».
В ноябре 1924 года Веселовский вступил в ряды Общества друзей воздушного флота. С 1924 по 1929 годы состоял членом Президиума авиационной секции Нижегородского Губернского Совета Совавиахима, за работу в котором награжден значком «Активиста Совавиахима». С целью координации работ по маломощным аэросаням и отбора лучших конструкций Центральным Советом «АВТОДОРА» весной 1929 года был объявлен конкурс на проекты таких аэросаней. По итогам конкурса коллективу студентов и сотрудников Нижегородского механико-машиностроительного института и Нижегородского государственного университета в составе М.В. Веселовского, Б.В. Белянина, А.А. Скворцова и В.А. Цветкова, построившим аэросани с мотоциклетным двигателем была выдана поощрительная премия в размере 250 рублей.
После окончания университета, с августа 1929-го по май 1933 года по распределению он работал в Центральной военно-индустриальной лаборатории инженером по двигателям, а затем начальником отдела теплотехники и механического транспорта.
С 1927 по 1946 годы ведет активную конструкторскую, научную и организаторскую деятельность по созданию аэросанной и глиссерной техники. В 1933 года по постановлению Краевого отдела труда Веселовский был переведен в 5-й Горьковский техникум гражданского воздушного флота на должность начальника учебно-производственных мастерских.
С началом Великой Отечественной войны Государственный комитет обороны (ГКО) издает постановление «Об изготовлении 4000 аэросаней для Красной Армии». Однако через 17 дней ГКО отменяет его и выпускает новое «Об изготовлении 5000 аэросаней для Красной Армии». Этим постановлением Веселовский назначается руководителем вновь созданного в системе Наркомречфлота (НКРФ) опытно-конструкторского бюро по аэросанному производству на базе завода им. Молотова, а производство аэросаней было организованно более чем на 10 судоремонтных заводах Нижегородской области, двух вузах (ГПИ и ГИИВТ) Нижнего Новгорода и 4 заводах Наркомморфлота (НКМФ). За период с 1941 по 1944 гг. ОКБ НКРФ было разработано и внедрено в производство 6 новых конструкций аэросаней серии РФ и более 10 модификаций аэросаней серии НКЛ, в том числе оснащенных тяжелым минометным и ракетным (НУРС) вооружением. Заводами НКРФ И НКМР с 1941 по 1944 годы произведено более 2000 боевых и транспортных аэросаней. За успешное выполнение постановления ГКО Михаил Викторович был награжден орденом «Красной Звезды».
С 1946 по 1956 годы под его руководством и при непосредственном участии по заказу министерства обороны СССР в НПО ГИИ им А.А. Жданова было создано 4 образца первых отечественных гусеничных снегоболотоходов ГИИ и ГПИ, которые легли в основу создания конструкций гусеничных тягачей Горьковского автомобильного завода и Заволжского завода гусеничных тягачей.
С 1931 по 1959 годы преподает в Нижегородском механико-машиностроительном, Горьковском индустриальном, Горьковском политехническом институтах автомобильное дело, ведет лекционные и практические курсы по двигателям внутреннего сгорания.
Михаил Веселовский умер в 1959 году.