ВоскресеньеВс, 23 марта 14:10 16+
Сейчас  °C
USD$ 84,64 EUR 91,43

Возвращение иностранного бизнеса в РФ: камбек не будет простым

22 марта 2025 года, 16:40

Ушедшим из России компаниям придется заново инвестировать огромные средства в адаптацию и перезапуск своих бизнесов.

Возвращение иностранного бизнеса в РФ: камбек не будет простым

Обсуждение возможного возвращения в Россию иностранных компаний, которые покинули российский рынок после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, началось на фоне первого телефонного разговора президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Оказалось, что возвращение иностранных компаний на российский рынок — чувствительная для российского бизнеса тема. Об этом свидетельствует тот факт, что в своем выступлении на съезде РСПП Владимир Путин посчитал необходимым разъяснить, в какой форме и с какими особенностями может произойти это возвращение.

Четкого понимания, какие компании могут снова начать работу в России, сейчас нет. Поэтому вполне закономерен вопрос о последствиях такого возвращения для россиян и экономики страны в целом. Хорошо памятны последствия появления иностранных компаний на российском рынке в 90-е годы прошлого столетия. Отечественные производители в тот период не были готовы к такой конкуренции с сильным и беспощадным соперником. Фактически тогда российский рынок был сдан «без боя», добровольно, без учета национальных и государственных интересов страны. Потребовалось время и существенные усилия, чтобы российский бизнес адаптировался к новым условиям, чтобы российская промышленность стала возрождаться.

Процесс укрепления позиций российского бизнеса на внутреннем рынке: постепенного вытеснения иностранного бизнеса с самых «лакомых» ниш рынка — был бы трудным и длительным. Однако зарубежные конкуренты в 2022 году сделали «царский» подарок: они дружно и добровольно покинули российский рынок по политическим мотивам. Понятно, что их цель была в другом. Западные политики были уверены, что уход их бизнеса с российского рынка опустошит полки магазинов, возродит нищету и даже голод, что вызовет негодование и протесты среди населения. Помните, как один из американских президентов, заявил, что санкции и уход зарубежных компаний «разорвал российскую экономику в клочья».

На самом деле все произошло с точностью до наоборот. В освободившиеся рыночные ниши активно устремились российские компании и представители зарубежных партнеров с азиатско-тихоокеанского региона. Свято место пусто не бывает. А ведь экономическая теория давно доказала, что вернуть обратно рыночную долю всегда сложнее и дороже, чем не потерять. У западных компаний теперь один вопрос: как это сделать? Все дилеры, все партнеры в России уже перестроились под обслуживание пришедших на рынок других производителей.

Таким образом, коллективный уход с российского рынка оказался крупной ошибкой иностранного бизнеса. По разным оценкам, ущерб зарубежных компаний составил порядка 300−350 млрд долларов. Такую цифру озвучил, например, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Согласно его данным, основные потери компаний пришлись на сектор IT и медиа ($ 123 млрд), компании потребительского сектора и здравоохранения потеряли $ 94 млрд, финансовые компании — $ 71 млрд, промышленность — $ 26 млрд, энергетика — $ 10 млрд. Зарубежные аналитики из агентства Рейтер называют более умеренные цифры, — они говорят о потерях более 100 млрд долларов.

В любом случае ушедшим с российского рынка компаниям придется заново инвестировать огромные средства в адаптацию и перезапуск своих бизнесов. Такой урок заставит посмотреть на возможности и потенциал российской экономики более адекватно.

Российский бизнес показал не только высокую степень устойчивости в экстремальных экономических условиях. Владимир Путин сообщил, что в отношении физических и юридических лиц России уже действует 28 595 санкций. Это больше, чем все санкции в отношении всех стран, против которых вводились санкции, причём кратно выше. Уже ясно, что санкции — это не какие-то временные или точечные меры. Это механизм системного, стратегического давления на нашу страну. Более того, санкционная политика становится основным фактором взаимоотношений между странами. Поэтому российскому бизнесу не стоит ждать смягчения западных рестрикций. Необходимо продолжать искать и осваивать новые рынки, разрабатывать собственные технологические решения и налаживать кооперацию с надёжными контрагентами.

Очевидно, что трех лет недостаточно, чтобы молодые российские компании могли конкурировать с западными лидерами рынка, не говоря уже о том, чтобы их заменить. Но молодой российский бизнес сумел грамотно воспользовался открывшейся возможностью, постарался занять освободившиеся рыночные ниши, успел вложить средства, создать рабочие места и внедрить новые технологии. Так, по информации главы Американской торговой палаты в России (AmCham Russia) Роберта Эйджи, согласно результатам их последнего опроса в январе (Pulse Survey), по сравнению с 2021 годом, 35% российских участников увеличили степень импортозамещения на 90%, еще 35% - на 50%. При этом не во всех отраслях переход на локальных поставщиков был возможен, поэтому компании перешли на поставщиков из третьих стран, заменяя товары из США продукцией из Китая, Индии, Турции и других. По сравнению с 2021-м годом, 32% участников отметили стопроцентный переход на поставщиков из третьих стран.

Сегодня российские компании окрепли, повысили свою капитализацию. Именно с этих позиций следует рассматривать вопрос о возвращении на наш рынок зарубежного бизнеса.

Путин дал прямое распоряжение правительству РФ актуализировать перечень зарубежных компаний, которые прекратили работу в России, а также разработать процедуру согласования их возвращения с обязательными гарантиями добросовестного и ответственного ведения дел в нашей стране. Этот процесс, конечно, должен быть максимально прозрачным. Российские чиновники уже дают понять, что новый заход для иностранных компаний не будет простым, на рынке они смогут работать только после получения разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Как отметил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, «будем требовать гораздо большей локализации, гораздо больших инвестиций и более ответственного отношения к российскому потребителю». По мнению многих экспертов, Россия собирается выставить, условно говоря, политические условия: в частности, работу в новых регионах. А на что пойдут не все. Более того, многие компании будут проверять на предмет помощи ВСУ и заставят отчислять часть прибыли в специальный фонд.

Следует подчеркнуть, что основные принципы работы России с компаниями стран Запада были согласованы в рамках мероприятий БРИКС в 2024 году. Например, они отражены в совместном заявлении министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС, подписанном в Нижнем Новгороде 10 июня. Суть подхода к вопросам торговли между странами предполагает равноправный баланс — когда на каждый рубль импортированного в Россию товара страна Запада должна закупить соответствующее количество российского товара.

Требование особого подхода к вопросу возвращения (а точнее сказать, допуска) иностранных компаний на российский рынок находится в полном соответствии с настроениями россиян. Так, согласно опросу медиахолдинга Rambler&Co, проведенного с 20 по 27 февраля 2025 года среди 214770 интернет-пользователей, 53% россиян против принятия ушедших компаний на прежних условиях, а 61% считают, что западные бренды должны вернуться на условиях переноса производства в Россию.

Практически все эксперты уверены, что зарубежные компании начнут возвращаться на российский рынок уже в этом году. Но только в случае завершения СВО.

По информации Американской торговой палаты в России, сейчас в РФ работает около 150 чисто американских компаний. Ушли также плюс-минус 150. Еще около 50 бывших американских стали российскими. Все американские предприниматели прекратили инвестиции — это требование законодательства США. При этом некоторые компании уже интересуются возможностью возвращения, держат, как говориться, руку на пульсе.

У россиян, впрочем, другое мнение. Согласно уже упомянутому опросу медиахолдинга Rambler&Co, 40% участников опроса считают, что западные бренды могут вернуться уже в 2025 году. Ещё 16% ожидают их возвращения в 2026 году. 43% в первую очередь ждут возвращения европейских и американских иномарок и комплектующих к ним. Ещё 20% ждут техники и запчастей, 17% - брендов одежды и обуви.

По случайному совпадению, особенно желают вернуться на российский рынок именно компании автомобильной и машиностроительной отраслей, а также производители из сектора FMCG (специализирующихся на товарах повседневного спроса). Автомобильная отрасль, как известно, системообразующая. Ее развитие предопределяет развитие экономики в целом. В автомобильном секторе российские компании смогли вернуть себе ряд позиций. Однако 70% рынка занял сегодня китайский автопром. На рынке представлены преимущественно следующие бренды: Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton, Omoda, Chery, Geely, Haval, Jac, Faw. В этом же списке и российские Lada, ГАЗ, УАЗ и Москвич.

Пять российских автозаводов поставляют на рынок четыре отечественных бренда, а одиннадцать брендов - родом из Китая. И, надо полагать, что наши производители на этом не остановятся. К примеру, сообщалось, что в Нижегородской области планируется реализовать проект строительства завода по производству автомобилей. Предполагается создание цехов штамповки, сварки, покраски, сборки и производства запчастей автомобилей на базе бывшего цеха моторного завода в Заволжье Городецкого округа. Строительство займет два года. Объем инвестиций составит 35 млрд рублей.

Вполне обоснованно в связи с этим звучит заявление первого вице-премьера Дениса Мантурова о том, что иностранный автопром не сможет вернуться на российский рынок так же просто, как уходил.

Примерно то же можно сказать о легкой промышленности. Так, в правительстве Нижегородской области достаточно активно поддерживается стремление местных производителей одежды занять место ушедших из России западных компаний. Глава региона Глеб Никитин уверен, что после ухода иностранных брендов стало больше места для местной торговли, а дизайнеры получили возможность выстраивать новые кооперационные связи с производствами и ритейлом.

Очевидно, что политика вынужденного протекционизма должна быть продолжена. Разумные ограничения по доступу на российский рынок должны соответствовать интересам российской экономики, российского производителя и российского потребителя.

Автор: Александр Суханов

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Нижегородцам пояснили, как подать заявку на уличное выступление
Дана пошаговая инструкция.
Культура
Опубликован фоторепортаж с выставки «Свой город» в нижегородском Арсенале
Возрастное ограничение: 18+
Наука и технологии
Сервис для подработки начали тестировать в Нижнем Новгороде
Исполнители могут выбрать смену в удобное для себя время.
Экономика
Возвращение иностранного бизнеса в РФ: камбек не будет простым
Ушедшим из России компаниям придется заново инвестировать огромные средства в адаптацию и перезапуск своих бизнесов.