Александр Медведев: «ЦСМ Росстандарта в Нижегородской области: быть лидером — значит, быстро меняться»
19 октября 2022 года, 11:09
Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта в Нижегородской области в ноябре отметит 122 года с момента основания. Сегодня это мощный многофункциональный комплекс, входит в 5-ку крупнейших центров системы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Три недели назад Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о присуждении премий Правительства Российской Федерации в области качества по итогам 2021 года. В конкурсе участвовало 504 организации из 70 регионов страны. Высшую награду присудили 11 российским предприятиям. В их числе — ЦСМ Росстандарта в Нижегородской области. О том, как удалось добиться таких высоких результатов в области качества, мы поговорили с исполняющим обязанности директора ЦСМ Александром Медведевым.
Александр Александрович, поздравляем с победой!
— Спасибо большое! Это в первую очередь победа коллектива подведомственной организации Росстандарта — а значит, всей системы. Мы просто первые, кто решился, основательно подготовился, принял участие и получил данную премию. Первые, но уверен, не последние! И конечно, это заслуга всей команды, всего коллектива Нижегородского ЦСМ. Мы вместе проделали очень большую работу.
Какое количество предприятий региона когда-либо получало такие награды?
— Конкурс проходит 26 лет. За это время от Нижегородской области лауреатом становился только Выксунский металлургический завод (2014 год), Нижегородский ЦСМ — второе предприятие, которое удостоилось высшей награды Премии Правительства в области качества.
Организации-лауреаты премии являются примерами внедрения лучших практик управления бизнес-процессами. И Нижегородский ЦСМ на всех этапах экспертной оценки продемонстрировал эффективные подходы к организации управления. Расскажите об этом подробнее.
— Подготовка к конкурсу началась задолго — с 2019 года, когда при разработке стратегии развития Центра была заложена возможность внедрения прорывных технологий. Большой вклад в данный процесс внес Денис Миронов, который руководил Центром с 2018 по апрель 2022 года, сейчас является генеральным директором ФГБУ «Российский институт стандартизации» (также входит в структуру Росстандарта). Именно с его подачи мы в 2020 году провели самооценку на основе модели премии Правительства РФ в области качества. Посмотрели на себя, свою работу со стороны. Это стало для коллектива новым взглядом на деятельность предприятия, добавило ценности в виде новых подходов в управлении бизнес-процессами.
Среди основных векторов развития Центра — качественное обслуживание клиентов, соблюдение договорных обязательств, выполнение работ и оказание услуг в максимально короткие сроки. В ЦСМ постоянно совершенствуется система взаимоотношений с клиентами. Создан личный кабинет, построено удобное бюро приема и выдачи средств измерений. В связи с повышенным запросом наших клиентов мы открываем 9 пункт приема, сервисного обслуживания и выдачи средств измерений в Выксе.
Особой популярностью пользуется услуга «Единое окно». В первый год, когда мы ее запустили, через услугу прошло всего 190 средств измерений, а за 1 полугодие 2022 года — более 3000. Это своего рода метрологический аутсорсинг. Клиентам не нужно тратить время и трудовые ресурсы на поиск, выбор исполнителя работ. Эту функцию берет на себя ЦСМ. Сервис позволяет оказывать метрологические услуги в соответствии со своей областью аккредитации, а средства измерений, которые не входят в нашу область, направляются в другие аккредитованные организации: государственные метрологические институты, региональные центры метрологии, а также заводы-изготовители средств измерений.
То есть заказчику нет нужды ломать голову в поисках исполнителя услуг?
— Абсолютно верно. Мы сами подберем варианты оказания услуг, причем, заметьте, варианты с наиболее выгодной ценой. Сами осуществляем логистику средств измерений в тот или иной регион и возвращаем их обратно заказчику. Главный принцип такого подхода: удобно, качественно, экономически выгодно.
Эксперты оценивали уровень предприятий-участников по 9 критериям, среди которых — цифровизация бизнес-процессов…
— Курс на цифровую трансформацию Центра мы взяли еще в 2018 году. Внедрены и применяются современные IT-инструменты и технологии, полным ходом идет процесс цифровизации системы управления, сформирован единый программный комплекс. Цифровые сервисы обеспечивают полный цикл деятельности ЦСМ.
Сегодня мы уже видим результаты от цифровизации рабочих процедур. Эффективность операционных процессов возросла, количество ошибок, связанных с человеческим фактором, уменьшилось. Появилась возможность объективно контролировать выполнение всех работ.
Отдельно стоит отметить непосредственную связь цифровой трансформации с системой менеджмента качества Центра. СМК применяется в Центре с 2004 года. Система периодически проходит сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 для подтверждения ее результативности.
Премия правительства в области качества — это ведь не только про бизнес-процессы…
— Да, это история и про социальную ответственность, про участие в крупных региональных и национальных проектах.
С 2019 года Нижегородский ЦСМ участвует в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого создается единственная в ПФО опорная лаборатория. Она включает в себя уникальный комплекс — полубезэховую камеру. Специалисты Центра смогут проводить испытания на электромагнитную совместимость, климатические, механические испытания, подтверждать качество стекольной продукции и другие. Раньше производителям приходилось отправлять продукцию на подобные испытания за рубеж. Сейчас все это сделать можно у нас, в Нижнем Новгороде.
В апреле 2021 года впервые в системе Росстандарта Нижегородский ЦСМ был аккредитован в качестве Органа инспекции. Специалисты осуществляют оценку соответствия продукции техническим регламентам, стандартам или условиям контрактов (в том числе государственных и муниципальных контрактов). По итогам заказчик получает компетентную и независимую экспертную оценку, а это значит — выверенные документы, заключения, которым можно доверять и использовать в качестве доказательной базы, в том числе для предоставления в судебные органы.
Эксперты премии правительства оценивают только взаимоотношение с внешней аудиторией?
— Анализ включает также работу внутри коллектива. Эксперты изучали, как выстроены взаимоотношения в команде. Не секрет, коллектив, в котором царит дружба, взаимопонимание, уважение к друг другу, может свернуть горы и решить самые амбициозные задачи.
Во многом благодаря модели премии Правительства мы пересмотрели подход к формированию лояльного коллектива. Например, разрабатываем систему мотивации персонала и определяем показатели их эффективности. Кружки качества, лекции для персонала об инструментах бережливого производства, доски эффективных совещаний, вовлечение молодых работников в разработку стандартов, создание Совета молодежи — все это способствует развитию персонала и своей корпоративной культуры, а также позволяет выполнять задачи, поставленные перед Центром Росстандартом, Правительством региона. В настоящее время внедряем еще один новый подход — создаем видеогид по предприятию для новых работников с целью их быстрой первичной адаптации.
Кроме того, мы уделяем особое внимание росту и развитию профессиональных навыков сотрудников. Одним из инструментов такой работы является недавно созданные внутренний и внешний кадровые резервы. Соискатель, заполнив анкету на сайте, автоматически попадает в базу потенциальных кандидатов. А если действующий сотрудник чувствует в себе силы и уверен в своих знаниях, он также может принять участие в формировании кадрового резерва на руководящие должности. В Центре много примеров, когда человек пришел на должность техника или метролога-инженера, а сегодня он либо руководитель сектора, либо подразделения.
То есть развиваться, развиваться и еще раз развиваться?
— Знаете, это затягивает в хорошем смысле слова! С 2021 года мы изучаем и внедряем лучшие российские и международные практики и инструменты бережливого производства. В 2022-ом сделали акцент на процесс-ориентированном подходе: моделируем, изменяем технологии, исключаем лишние операций, сокращаем время на выполнение задачи. В будущем году планируем продолжить следовать рекомендациям экспертов Роскачества из полученного отчета. Так работает система непрерывных улучшений, которую надо развивать, чтобы удерживать лидерскую позицию. Быть лидером — значит, быстро меняться.
Цель и смысл всех нововведений — достижение целей и результатов с минимальными затратами и наименьшими нежелательными эффектами на благо потребителей и для развития персонала.
Могут ли другие нижегородские предприятия не просто принять участие в конкурсе, но и, как Нижегородский ЦСМ, одержать победу?
— С недавнего времени требования к конкурсу и модель самооценки закреплены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 59916−2021 — это и есть тот самый инструмент для поиска возможностей, развития культуры непрерывных улучшений. Он доступен всем предприятиям без исключения.
Модель не устанавливает требований, а скорее служит «подсказкой» для развития и является, на мой взгляд, самым эффективным способом измениться. Поэтому предприятиям и организациям региона можно и нужно участвовать в конкурсе, подтверждать, что в Нижегородской области каждое из них достойно высокой оценки правительства РФ в области качества.