Мария Халак: «Травля в детстве может стать причиной отсутствия уверенности в себе, социальной тревожности и других проблем»
18 марта 2025 года, 15:19
В последние недели в России произошли несколько трагических событий, которые, по предварительным данным, стали последствиями школьной травли. Можно ли было их предотвратить, и что делать тем, кто сталкивается с буллингом в учебных учреждениях? Задали эти вопросы Марии Халак, доценту кафедры общей и клинической психологии, руководителю Психологической службы ПИМУ.

Фото предоставлено пресс-службой ПИМУ
- Как изменилась школьная травля с течением времени?
- Несмотря на то, что физическое насилие и избиения в школах остаются актуальной проблемой, к традиционным видам буллинга добавился кибербуллинг — травля через интернет и социальные сети. Способы негативного воздействия в цифровой среде многочисленны: от создания унизительных мемов до использования дипфейков, которые выставляют жертву в неприглядном свете. Подростки зачастую не осознают всех последствий своих действий, из-за чего «шутки» или травля могут закончиться административной или уголовной ответственностью. При этом жертва буллинга не чувствует себя в безопасности даже вне стен школы: травля переносится в виртуальную среду, которая сопровождает ребенка повсюду.
- Кто чаще всего становится жертвой буллинга?
- Буллинг чаще всего направлен на детей, которые чем-то отличаются от окружающих — внешне или поведением. Например, в подростковом возрасте многие критично относятся к своей внешности, и обидчики часто играют на подобной неуверенности. Жертвами также становятся дети, которым сложно дается учеба, либо наоборот — отличники, выделяющиеся своим старанием и успеваемостью. Бывает, что травля начинается из-за какого-либо случая или ошибки, который выставил ребенка в неприятном свете перед одноклассниками. Важно понимать, что буллинг может затронуть любого ученика, если агрессоры находят уязвимости, которые можно использовать.
- Как взрослый может понять, что ребенок подвергается травле?
- Если ребенок раньше делился с вами событиями из своей жизни, а потом замкнулся и стал избегать разговоров о школе, это серьезный повод для беспокойства. Со стороны родителей важно спокойно и деликатно спросить его, что происходит или обсудить ситуацию с педагогами. Также тревожными сигналами могут быть прогулы занятий без видимой причины, выраженное нежелание идти в школу или отказ участвовать в школьной жизни, особенно если раньше таких проблем не возникало.
- Всегда ли в коллективе школьников обязательно появляется жертва?
- Жертва травли необязательно появляется в любом коллективе. Все зависит от того, насколько качественно выстроена воспитательная работа в школе. Если педагоги внимательно следят за обстановкой, выявляют негативные процессы в классе, проводят регулярные беседы с учениками, то буллинга можно избежать. Особенно важно вовремя выявить проявления агрессии и скорректировать поведение детей, не давая ситуации перерасти в травлю.
- Как школьный буллинг влияет на взрослую жизнь жертвы?
- Последствия школьной травли могут быть различными. Бывают случаи, когда детский опыт не оказывает значительного влияния на будущую жизнь. Однако часто школьный буллинг оставляет след. Люди, подвергавшиеся травле, могут замкнуться, испытывать трудности в общении и работе в коллективе. Иногда они воспроизводят модель жестких отношений в своей семье, проявляя агрессию к близким. Также травля в детстве может стать причиной отсутствия уверенности в себе, социальной тревожности и ряда других психологических проблем.
- Что делать детям, столкнувшимся с травлей в школе?
- Главное — не молчать. Необходимо дать понять ребенку, что он может обратиться за помощью к взрослым — это могут быть учителя, школьный психолог или родители. Если ребенок боится или стесняется это сделать, ему важно поделиться своей проблемой с другом или одноклассником, который сможет рассказать о ситуации взрослым.
- Стоит ли записать ребенка на единоборства, чтобы дать отпор агрессорам?
- Занятия единоборствами действительно могут способствовать развитию уверенности в себе, укреплению самодисциплины и навыков самозащиты. Кроме того, секции единоборств дают ребенку возможность расширить круг общения за пределами школы, что положительно влияет на его социализацию. Однако физическая сила не должна рассматриваться как основной способ решения конфликтов. Главную роль в борьбе с буллингом играют поддержка семьи, диалог с ребенком, работа школьного психолога и взаимодействие с педагогами. Единоборства могут стать полезным дополнением, но не единственным средством борьбы с травлей.
По материалам пресс-службы ПИМУ