Эксклюзив
Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
8 мая 2024 года, 11:27
Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.
- Владимир Павлович, многие родители не довольны тем, что их дети вынуждены учиться во вторую смену. Что делается в городе для решения этой проблемы?
- Во вторую смену сегодня учится примерно 20% от общего контингента наших школьников. Этот процент постепенно сокращается за счет ввода в эксплуатацию новых школ, пристроев к действующим образовательным учреждениям и перепрофилирования их помещений под нужды педагогического процесса.
За последние годы в Нижнем Новгороде, в частности, заработали новые школы № 131 в ЖК «Цветы», № 132 в Новинках, № 152 в ЖК «Смарт Сити», пристрои к школам № 117, к школе № 168 в Канавинском районе, также открылись в рамках концессии три корпуса «Школы 800». К завершению близится строительство школы на 1225 мест в микрорайоне «Новая Кузнечиха»; 1 сентября 2024 года она должна принять детей.
Также ведется строительство ряда образовательных учреждений в рамках концессионных соглашений. В их числе — школа на 825 мест в Канавинском районе, школа на улице Мончегорской, школа поселка Дубенки в ЖК «Цветы», еще одна школа в «Новой Кузнечихе». Все они должны быть сданы к началу 2025 года. - Где сейчас складывается наиболее сложная ситуация с переполненностью школ?
- Я бы отметил два микрорайона: «Верхние Печеры» и «Бурнаковский». Социальная инфраструктура в них долгое время не успевала за бурным жилищным строительством. Как результат — школы № 103 и № 118 оказались переполнены.
Но варианты решения этой проблемы уже найдены. Как известно, в «Верхних Печерах» открылся корпус «Школы 800», куда пошел отток детей из переполненных муниципальных образовательных учреждений.
К тому же, сейчас ведется проектирование пристроев к школам № 103 и № 118. Поэтому в недалекой перспективе их ученики станут обучаться в одну смену. - Некоторые школы приходится закрывать на капремонт, а детей переводить в соседние образовательные учреждения. То есть от второй смены пока уйти не получится?
- Прогнозировать здесь сложно. Могу лишь сказать, что очередь в детсады сокращается. Значит, и значительного прироста детей в школах в ближайшие годы не прогнозируется.
Вместе с тем, строить новые школы в любом случае продолжим. Это нужно не только для того, чтобы решать проблему второй смены. Современное образование дети должны получать в современных условиях — это важно! - В последнее время стало много внимания уделяться дополнительному образованию. Какой процент школьников им охвачен в Нижнем Новгороде?
- Допобразованием у нас охвачено 89% обучающих школ — показатель хороший на федеральном уровне. В городе действуют 19 больших центров дополнительного образования со своей внутренней сетью клубов по месту жительства. Кроме того, дополнительные места создаются на базе школ в рамках реализации нацпроектов. К примеру, в прошлом году было создано дополнительно 8 тысяч мест, в этом году мы подали заявку еще на 7,5 тысяч мест.
- Каковы самые востребованные направления в допобразовании?
- Наиболее популярными были и остаются художественная и физкультурно-оздоровительная направленности. Но в последнее время набирает обороты и техническая: робототехника, 3D-моделирование и т. п. В школах особенно активно создаются театры, музеи, школьные спортивные клубы. Большую роль сейчас в воспитании играет «Движение Первых». В каждой школе создано первичное отделение этого Движения, ребята участвуют в различных активностях, в первую очередь, по патриотическому направлению.
- Все педагоги регулярно повышают уровень своей квалификации — эта работа выстроена давно. Какие-то кардинальные изменения в ней происходят?
- Кардинальных изменений нет. Педагоги по-прежнему должны повышать квалификацию и проходить аттестацию. При этом появилось больше возможностей пройти ее в упрощенном порядке у тех, кто имеет отраслевые награды. Этим людям могут присвоить квалификационную категорию заочно, без тестирования и защиты перед комиссией.
Подчеркну: наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников. Именно поэтому мы создаем дополнительные развивающие пространства. Это, к примеру, «Мультилаб» в лицее № 40, «Кванториум» в школе № 9, городские ресурсные центры. Все они нацелены на то, чтобы и ребенок, и педагог стремились к развитию. - Раньше у родителей часто возникали нарекания к качеству школьного питания. Сейчас их вроде бы стало меньше?
- Количество жалоб на качество питания действительно сократилось. На мой взгляд, сыграл свою роль подход к обратной связи мэра Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева. Во главе угла — оперативное реагирование на пожелания детей и их родителей. С этой целью в школьных столовых размещены Q-коды, позволяющие оставить отзыв. Во многих учреждениях действует родительский контроль, проверяющий качество питания. Вся информация скапливается у нас, и по ней принимаются решения.
Да, и сам Юрий Владимирович нередко посещает учебные заведения и знакомится с меню в столовых. Можно привести пример недавнего визита в одну из школ Канавинского района. Дети пожаловались на неудобную упаковку сливочного масла. Этот момент быстро отработали с организатором питания — ввели масло в упаковке с загибающимся уголком. - Что-то еще планируете менять в школьном меню в следующем учебном году?
- Лично я не вижу необходимости менять что-то кардинально. Но это мое субъективное мнение. Чтобы принять решение, нужно разбираться в ситуации, иметь общую картинку перед глазами. Допустим, в каких-то городах в школах ввели в рацион пельмени, такие же предложения поступали и от наших детей. Но, как показала практика, у нас пельмени так и не стали популярны. И я тоже считаю, что давать их регулярно школьникам будет неправильно. Вместе с тем, ежегодно вводим новые блюда, что-то оставляем, что-то уходит из меню.
- Как известно, департамент проводит анализ продолжения образования выпускниками. Уточните, столько нижегородских выпускников поступают в вузы, сколько — в средние специальные учреждения.
- Если говорить о тех, кто получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов, то здесь деление идет фактически поровну: 50% выпускников продолжает обучение в 10-х классах, остальные 50% получают среднее профобразование. Причем тенденция последних лет такова, что чуть больше все-таки становится желающих пойти именно в 10-е классы школ.
После окончания 11 классов 80−85% нижегородских выпускников продолжают обучение в вузах, остальные — в техникумах и колледжах среднего профобразования. - А много таких, кто прекращают дальнейшее образование?
- Это единичные случаи, как правило, связанные с ограничениями по здоровью подростков.
- Не секрет, что в Нижнем Новгороде есть около десятка школ, которые в народе называют «элитными» и к которым выстраивается очередь из желающих устроить сюда детей. Как вы смотрите на такое положение дел?
- Во-первых, я никогда не позволяю себе формулировки «элитная школа». Есть более или менее успешные образовательные учреждения. Во многом это сложилось исторически, во многом — зависит сегодня от руководителя, от его умения решать кадровые и другие вопросы.
Во-вторых, никакая «элитность» в образовании никогда не играла роли. Задача муниципалитета — посадить всех первоклассников 1 сентября за парты и дать выбор возможностей для развития ребенка. Если он хочет что-то получать выше уровня, который дает ему школа, то для этого есть дополнительные ресурсы. - Летом 2024 года в городских лагерях отдохнут более 20 тысяч юных нижегородцев. Это больше или меньше, чем в прошлом году? Достаточно ли этого, чтобы удовлетворить потребность?
- На уровне прошлого года с небольшой динамикой к увеличению. В этом году появились новые меры поддержки — сертификаты на приобретение путевки в летний лагерь на 35 тысяч рублей для детей-участников СВО.
- Планируется ли в этом году общегородское мероприятие в рамках последнего звонка?
- Нет, единого мероприятия не будет. Последние звонки так же, как и выпускные, школы готовят и проводят самостоятельно. Ученики разных школ вместе соберутся лишь на традиционное чествование выпускников-золотых медалистов, которое состоится в конце июня — начале июля.
- Оцените подготовку к выпускным экзаменам в этом году.
- Подготовка идет в рамках намеченного плана. Сейчас завершается досрочный период ЕГЭ. Экзаменационные процедуры были организованы на базе школ Нижегородского района. Все прошло штатно. Надеюсь, что основной период также пройдет успешно.