ЧетвергЧт, 26 декабря 14:28 16+
Сейчас  °C
USD$ 99,61 ▼-0,26 EUR 103,94 ▼-0,29
Эксклюзив

Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»

8 мая 2024 года, 11:27

Очередной учебный год близится к концу… Вопросы, которые были актуальны для сферы образования в сентябре, как правило, не уходят с повестки дня и в мае. На них мы попросили ответить директора департамента образования администрации Нижнего Новгорода Владимира Радченко.

Владимир Радченко: «Наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников»
  • Владимир Павлович, многие родители не довольны тем, что их дети вынуждены учиться во вторую смену. Что делается в городе для решения этой проблемы?
  • Во вторую смену сегодня учится примерно 20% от общего контингента наших школьников. Этот процент постепенно сокращается за счет ввода в эксплуатацию новых школ, пристроев к действующим образовательным учреждениям и перепрофилирования их помещений под нужды педагогического процесса.

    За последние годы в Нижнем Новгороде, в частности, заработали новые школы № 131 в ЖК «Цветы», № 132 в Новинках, № 152 в ЖК «Смарт Сити», пристрои к школам № 117, к школе № 168 в Канавинском районе, также открылись в рамках концессии три корпуса «Школы 800». К завершению близится строительство школы на 1225 мест в микрорайоне «Новая Кузнечиха»; 1 сентября 2024 года она должна принять детей.

    Также ведется строительство ряда образовательных учреждений в рамках концессионных соглашений. В их числе — школа на 825 мест в Канавинском районе, школа на улице Мончегорской, школа поселка Дубенки в ЖК «Цветы», еще одна школа в «Новой Кузнечихе». Все они должны быть сданы к началу 2025 года.
  • Где сейчас складывается наиболее сложная ситуация с переполненностью школ?
  • Я бы отметил два микрорайона: «Верхние Печеры» и «Бурнаковский». Социальная инфраструктура в них долгое время не успевала за бурным жилищным строительством. Как результат — школы № 103 и № 118 оказались переполнены.

    Но варианты решения этой проблемы уже найдены. Как известно, в «Верхних Печерах» открылся корпус «Школы 800», куда пошел отток детей из переполненных муниципальных образовательных учреждений.

    К тому же, сейчас ведется проектирование пристроев к школам № 103 и № 118. Поэтому в недалекой перспективе их ученики станут обучаться в одну смену.
  • Некоторые школы приходится закрывать на капремонт, а детей переводить в соседние образовательные учреждения. То есть от второй смены пока уйти не получится?
  • Прогнозировать здесь сложно. Могу лишь сказать, что очередь в детсады сокращается. Значит, и значительного прироста детей в школах в ближайшие годы не прогнозируется.

    Вместе с тем, строить новые школы в любом случае продолжим. Это нужно не только для того, чтобы решать проблему второй смены. Современное образование дети должны получать в современных условиях — это важно!
  • В последнее время стало много внимания уделяться дополнительному образованию. Какой процент школьников им охвачен в Нижнем Новгороде?
  • Допобразованием у нас охвачено 89% обучающих школ — показатель хороший на федеральном уровне. В городе действуют 19 больших центров дополнительного образования со своей внутренней сетью клубов по месту жительства. Кроме того, дополнительные места создаются на базе школ в рамках реализации нацпроектов. К примеру, в прошлом году было создано дополнительно 8 тысяч мест, в этом году мы подали заявку еще на 7,5 тысяч мест.
  • Каковы самые востребованные направления в допобразовании?
  • Наиболее популярными были и остаются художественная и физкультурно-оздоровительная направленности. Но в последнее время набирает обороты и техническая: робототехника, 3D-моделирование и т. п. В школах особенно активно создаются театры, музеи, школьные спортивные клубы. Большую роль сейчас в воспитании играет «Движение Первых». В каждой школе создано первичное отделение этого Движения, ребята участвуют в различных активностях, в первую очередь, по патриотическому направлению.
  • Все педагоги регулярно повышают уровень своей квалификации — эта работа выстроена давно. Какие-то кардинальные изменения в ней происходят?
  • Кардинальных изменений нет. Педагоги по-прежнему должны повышать квалификацию и проходить аттестацию. При этом появилось больше возможностей пройти ее в упрощенном порядке у тех, кто имеет отраслевые награды. Этим людям могут присвоить квалификационную категорию заочно, без тестирования и защиты перед комиссией.

    Подчеркну: наша главная задача — создать мотивационные условия для педагогов и учеников. Именно поэтому мы создаем дополнительные развивающие пространства. Это, к примеру, «Мультилаб» в лицее № 40, «Кванториум» в школе № 9, городские ресурсные центры. Все они нацелены на то, чтобы и ребенок, и педагог стремились к развитию.
  • Раньше у родителей часто возникали нарекания к качеству школьного питания. Сейчас их вроде бы стало меньше?
  • Количество жалоб на качество питания действительно сократилось. На мой взгляд, сыграл свою роль подход к обратной связи мэра Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева. Во главе угла — оперативное реагирование на пожелания детей и их родителей. С этой целью в школьных столовых размещены Q-коды, позволяющие оставить отзыв. Во многих учреждениях действует родительский контроль, проверяющий качество питания. Вся информация скапливается у нас, и по ней принимаются решения.

    Да, и сам Юрий Владимирович нередко посещает учебные заведения и знакомится с меню в столовых. Можно привести пример недавнего визита в одну из школ Канавинского района. Дети пожаловались на неудобную упаковку сливочного масла. Этот момент быстро отработали с организатором питания — ввели масло в упаковке с загибающимся уголком.
  • Что-то еще планируете менять в школьном меню в следующем учебном году?
  • Лично я не вижу необходимости менять что-то кардинально. Но это мое субъективное мнение. Чтобы принять решение, нужно разбираться в ситуации, иметь общую картинку перед глазами. Допустим, в каких-то городах в школах ввели в рацион пельмени, такие же предложения поступали и от наших детей. Но, как показала практика, у нас пельмени так и не стали популярны. И я тоже считаю, что давать их регулярно школьникам будет неправильно. Вместе с тем, ежегодно вводим новые блюда, что-то оставляем, что-то уходит из меню.
  • Как известно, департамент проводит анализ продолжения образования выпускниками. Уточните, столько нижегородских выпускников поступают в вузы, сколько — в средние специальные учреждения.
  • Если говорить о тех, кто получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов, то здесь деление идет фактически поровну: 50% выпускников продолжает обучение в 10-х классах, остальные 50% получают среднее профобразование. Причем тенденция последних лет такова, что чуть больше все-таки становится желающих пойти именно в 10-е классы школ.

    После окончания 11 классов 80−85% нижегородских выпускников продолжают обучение в вузах, остальные — в техникумах и колледжах среднего профобразования.
  • А много таких, кто прекращают дальнейшее образование?
  • Это единичные случаи, как правило, связанные с ограничениями по здоровью подростков.
  • Не секрет, что в Нижнем Новгороде есть около десятка школ, которые в народе называют «элитными» и к которым выстраивается очередь из желающих устроить сюда детей. Как вы смотрите на такое положение дел?
  • Во-первых, я никогда не позволяю себе формулировки «элитная школа». Есть более или менее успешные образовательные учреждения. Во многом это сложилось исторически, во многом — зависит сегодня от руководителя, от его умения решать кадровые и другие вопросы.

    Во-вторых, никакая «элитность» в образовании никогда не играла роли. Задача муниципалитета — посадить всех первоклассников 1 сентября за парты и дать выбор возможностей для развития ребенка. Если он хочет что-то получать выше уровня, который дает ему школа, то для этого есть дополнительные ресурсы.
  • Летом 2024 года в городских лагерях отдохнут более 20 тысяч юных нижегородцев. Это больше или меньше, чем в прошлом году? Достаточно ли этого, чтобы удовлетворить потребность?
  • На уровне прошлого года с небольшой динамикой к увеличению. В этом году появились новые меры поддержки — сертификаты на приобретение путевки в летний лагерь на 35 тысяч рублей для детей-участников СВО.
  • Планируется ли в этом году общегородское мероприятие в рамках последнего звонка?
  • Нет, единого мероприятия не будет. Последние звонки так же, как и выпускные, школы готовят и проводят самостоятельно. Ученики разных школ вместе соберутся лишь на традиционное чествование выпускников-золотых медалистов, которое состоится в конце июня — начале июля.
  • Оцените подготовку к выпускным экзаменам в этом году.
  • Подготовка идет в рамках намеченного плана. Сейчас завершается досрочный период ЕГЭ. Экзаменационные процедуры были организованы на базе школ Нижегородского района. Все прошло штатно. Надеюсь, что основной период также пройдет успешно.
Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Опубликованы фото нового православного детсада в Нижнем Новгороде
Он построен на улице Снежной в Ленинском районе.
Эксклюзив
Екатерина Воробьева: «Люди гонятся за чужими идеалами праздничной подготовки, забывая о том, чего действительно хотят сами»
Новогодние праздники часто воспринимаются как время радости и волшебства, однако многие испытывают грусть и тоску в этот период. Психолог и гештальт-терапевт Екатерина Воробьева рассказала в интервью ИА «Время Н» о причинах таких эмоций. Специалист поделилась примерами из практики и советами по созданию здоровых привычек, которые помогут сохранить эмоциональное и физическое благополучие в новом году.
Общество
Новогодние программы стартуют в парках Нижнего Новгорода с 29 декабря
Детей ждут зимние забавы, новогодние эстафеты и сюрпризы.
Общество
Нижегородские пользователи мобильного интернета активизировались перед праздниками
Операторы мобильной связи отмечают резкий рост потребления интернет-трафика в декабре.