ПятницаПт, 7 февраля 06:22 16+
Сейчас  °C
USD$ 96,91 ▼-1,15 EUR 100,68 ▼-2,24

«Елочные игрушки из „русской серии“ пользуются спросом во всем мире»

29 ноября 2012 года, 17:27

— Елена Викторовна, с чего началась история вашей фабрики елочных игрушек?

— Начало производства стеклянных елочных украшений в Нижнем Новгороде — тогда это был город Горький — ноябрь 1936 года. Впереди 37-ой год — год большого террора, впереди Великая отечественная война, страшное время, а в Горьком открывается производство сказочных игрушек. Все началось с небольшой артели, которая называлась «Детская игрушка», где поначалу работало 12 человек. Своих стеклодувов тогда не было — впрочем, и сейчас в России нет ни одного учебного учреждения, где готовят стеклодувов. Это ремесло передается от мастера к мастеру прямо на производстве. А тогда в Горький привезли первых стеклодувов из Сталинграда, и они начали обучать местных мастеров. И с тех пор поколение за поколением мастера учат новичков. Так в Горьком появились свои елочные игрушки. Что это были за игрушки в 1936 году? В основном, сказочные персонажи… Началась война, и работа в артели была приостановлена, но уже в 1944 году появилась статья в газете «Горьковская коммуна», которая говорит о том, что в Горьком начали снова делать елочные игрушки. Только представьте: декабрь 1944 года, идет война, а в Горьком делают игрушки. Потому что люди всегда нуждались в празднике. И чем сложнее были времена, тем больше была внутренняя потребность в чуде, вера в то, что придет Новый год и с ним придет победа.

И в непростые послевоенные годы артель не приостанавливала свою работу. Даже во времена разрухи большое внимание уделялось изготовлению елочной игрушки, потому что понимали, что люди нуждались в празднике.

Артели со временем были преобразованы в фабрики — так появилась фабрика «Детская игрушка», которая потом стала называться фабрика «Мир», и у нее появился филиал — стеклодувный цех в деревне Сосновка Кстовского района. Изначально же фабрика находилась в Канавинском районе, здесь наши корни, место бытования. И сегодня мы здесь, в Канавино, продолжаем дело, начатое много десятилетий назад.

— А как вы пережили «лихие девяностые»?

— Первые трудности начались в 90-е годы, когда пошел переход к рыночной экономике, и не все производства смогли перенастроиться на новые условия. Это был серьезный удар по нашей отрасли, потому что на российский рынок хлынул китайский пластик, который смёл практически всех производителей. Ведь в 60-е, 70-е, 80-е годы в СССР было большое количество фабрик и заводов, которые делали елочные игрушки — например, такие гиганты, как завод «Иней» в Москве, на котором работали 1,5 тысячи человек. Одних стеклодувов там было 500 человек! У нас в Сосновке работало около 30 стеклодувов — в две смены. Десятки заводов работали по всей стране, и они не успевали насытить рынок. Но после того, как дешевый китайский товар попал в Россию, почти все наши фабрики были разорены. И сегодня в России круглый год работают, регулярно участвуют в российских и международных выставках и полноценно представлены на рынке только два производства елочных игрушек — наше и Клинское. Конечно, мы не можем полностью насытить весь рынок. Поэтому здесь сейчас присутствует и украинская игрушка, и, конечно, китайская. Но в последние годы у людей возникает отторжение к дешевым китайским товарам. Может быть, «наелись» этой дешевизной и поняли, что экономить на праздновании Нового года — семейного, волшебного и сказочного, не стоит.

Если же возвратиться к истории нашей фабрики, то в 90-е годы производство елочных игрушек в Нижегородской области стояло на грани уничтожения. Фабрику продали, всех людей распустили. Именно тогда мы обратились в комитет по госимуществу с тем, чтобы нам предоставили площади в аренду, и нам помогли. Начальник стеклодувного цеха Валентина Владимировна Кочетова, которая всю жизнь посвятила елочной игрушке и работала в Кстовском филиале, помогла нам собрать мастеров-стеклодувов, которые раньше работали на фабрике. Все они с удовольствием вернулись к работе, потому что влюблены в свою профессию. Это был 1996 год. Так мы начали работать в новых условиях. И почти сразу же мы поехали на выставку во Франкфурт-на-Майне. Совершенно случайно мне попалась заметка о самой крупной выставке елочных игрушек в мире, и мы решили в ней участвовать. Все сроки для подачи заявок уже прошли, но нам позволили участвовать в выставке в виде исключения — так как от всей России не было больше никого. Так мы стали представлять там всю страну. Нам выделили небольшой стенд, а мы даже не знали, что его надо будет украшать — у нас в России еще не было таких сверкающих гирлянд и прочего великолепия. Мы просто скромно развесили свои шары на стенде и разложили на столике. И на третий день к нам уже стояла очередь.

— Что было изображено на тех первых игрушках, которые повезли показывать Европе?

— Там были изображены церквушки, домики, лошадки, мчащиеся повозки — в общем, простые русские мотивы. И когда один из самых крупных заказчиков в Германии сказал нам, что он хотел бы купить все, что у нас есть, и все, что мы успеем ему сделать, мы с радостью согласились. Так началось наше успешное сотрудничество сначала с Германией, а потом и с другими странами. На следующий год мы ехали на выставку уже подготовленные: красочно оформили выделенный нам стенд, а художник расписывала шары за столом на глазах у посетителей. Правда, на второй день нас обокрали — унесли все кисточки и краски. Так мы столкнулись с конкурентной борьбой, и впредь были бдительнее. Правда, нам потом все равно неоднократно били новые коллекции… Несмотря на то, что это — игрушечный бизнес, страсти там кипят очень даже взрослые!

Сейчас мы экспортируем нашу продукцию в 12 стран мира — среди которых Германия, Франция, Англия, Америка, Италия, Швейцария, Дания… В этом году мы начали поставлять наши игрушки в Молдавию и Казахстан, а также в Монголию. Первые партии отправили в ноябре.

— Существует ли какая-то специфика для игрушек, которые вы поставляете в разные страны? Что любят в Монголии, а что — в Германии?

— В Монголии популярны русские шарики — с нашими пейзажами и церквями. Для Германии мы рисуем немецкие сюжеты — их кирхи, домики под черепицей и т. п. Хотя некоторые покупают именно русскую тематику, поэтому мы всегда возим на выставки и «русскую серию». В Европе вообще достаточно уважительно относятся к русской культуре, и всегда просят указать, что игрушки сделаны именно в России, — это дает преимущество перед другими странами и служит своеобразным знаком качества.

— Вы делаете игрушки разной направленности и тематики. Как появляются идеи создания той или иной серии игрушек?

— В первую очередь, идеи появляются по заявкам заказчиков. Потому что у каждого заказчика есть четкое представление о том, что он может продать. Европейский рынок перенасыщен рождественскими товарами, и опытные поставщики четко знают, что будет пользоваться спросом, а что — нет. Например, в Германии в небольшом городке Ротенбург находится самый крупный в Европе магазин елочных игрушек, украшений и рождественских подарков «Käthe Wohlfahrt», который торгует ими круглый год. У него есть филиалы и в Берлине, и в Гамбурге, и в других городах. Этот заказчик заказывает у нас шары с видами тех городов, где находятся его филиалы, с их достопримечательностями. Нам предоставляются рисунки и фотографии, на основе которых наш главный художник делает образцы, которые мы согласовываем с заказчиком, делаем корректировки и начинаем расписывать целые партии шаров. То же самое с Америкой: у нас там много заказчиков, и они дают свои картинки. И в основном это картинки тех достопримечательностей, которые их окружают. Мы делаем огромное количество шаров, медальонов, подсвечников с видами городов, деревень и их окрестностей. Это, абсолютно бесспорно, самая сильная сторона нашего предприятия — потому что такого качества работы не делает больше никто — ни немцы, ни американцы, ни итальянцы не нарисуют шары такого качества и в таком количестве — не три штуки, а несколько сотен качественных игрушек с узнаваемыми картинками.

 — Какие еще есть серии? Сказочные герои?

— У нас есть «нейтральные» серии — пейзажи. Это беспроигрышная тема. Пейзаж передает атмосферу того места, где бы человек хотел очутиться и отдохнуть от суеты, почувствовать атмосферу Нового года — это заснеженные деревеньки, дымок из трубы, свеча на коне, что-то романтическое — то, чего мы в нашей жизни лишены: какого-то покоя, умиротворения.

Сказочные сюжеты мы делаем, в основном, для Франции. Эта страна буквально помешана на сказках, и каждый год мы рисуем для них «Трех поросят», «Золушку», «Красную шапочку», «Белоснежку» и т. п. Каждый год в январе они нам приносят свои папочки с заготовками — причем они не берут их из Интернета или каких-то мультфильмов, нет. Они приносят старинные картинки — иллюстрации к сказкам, выпускавшимся много-много лет назад. Это помогает поддерживать традиции, приобщает их к истокам…

Люди сейчас вообще стали чаще оглядываться назад: посмотрите, становятся популярными старые фильмы, старая музыка… У нас, кстати, была коллекция так называемых «искусственно состаренных» игрушек — шаров в технике «кракле», на которых краска кажется потрескавшейся от времени. Мы выставили эти игрушки во Франкфурте-на-Майне, и они пользовались огромным успехом. На будущий год мы планируем вернуться к этой идее.

— Какие спецзаказы доводилось выполнять вашим мастерам?

— Первый самый интересный спецзаказ поступил нам от Владимира Владимировича Путина в 2004 году, когда Путин полетел к канцлеры Германии Герхарду Шредеру. Это был не деловой, а дружеский визит, и перед нами была поставлена задача сделать подарок для душевной дружеской встречи. Так появился первый набор елочных шаров с видами Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Я считаю, у нас очень хорошо все получилось, хотя на работу нам дали всего три дня.

Вторым интересным спецзаказом стало обращение администрации президента США сделать шары с изображением Барака Обамы к инаугурации. Согласование шло долго и не просто. Сначала мы нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знаем, что эта обаятельная улыбка — его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. Мы сделали его серьезным, но заказчиков такой вариант тоже не устроил. Они сказали, что таким неприветливым он никогда не бывает. И тогда мы предложили третий вариант — со сдержанной улыбкой. И в работу пошел шар под условным названием: «Барак Обама без улыбки».

А самым интересным, пожалуй, стал последний наш заказ — по заказу Фонда наследников Антуана де Сент-Экзюпери мы сейчас изготавливаем коллекцию елочных шаров и подсвечников ручной работы, расписанных по мотивам знаменитой философской сказки «Маленький принц» и украшенных изображениями персонажей сказки и легендарными цитатами. У нас подписан договор на использование авторских рисунков. Это очень почетно, ведь не каждой фабрике дадут такое право. А недавно мы получили разрешение Фонда отвезти эти шары и подсвечники на выставку во Франкфурт-на-Майне.

— Что еще повезете на международную рождественскую выставку?

— В этом году мы повезем в Германию коллекцию елочных шаров под названием «Зимняя акварель». Это совершенно изумительные шары удивительной красоты: все картинки нарисованы в технике акварели на ватмане. Это неожиданное решение для стекла — создается впечатление, что елочные шарики сделаны из плотной бумаги, на которую и нанесено изображение. Наш главный художник — Наталья Викторовна Репина — сделала шесть рисунков с изображением деревенских пейзажей, бытовых сценок: мужичок ловит рыбу в проруби, девушка развешивает белье на морозе, лодка вмерзла в лед на берегу заснеженной речки… Эта имитация акварели и имитация ватмана на шаре создает невероятный эффект. Собственно, в этом и заключается талант художника и сила ручной работы.

— Какие у вас планы на будущее?

— Сейчас мы строим Дом елочный игрушки. Во дворе фабрики возводится деревянный терем, где будет находиться магазин, который круглый год будет торговать елочными игрушками. Там же будут проходить различные акции и экскурсии. А еще в Доме елочной игрушки разместится музейная экспозиция и будут проходить различные выставки, где будут представлены работы художников нашей фабрики и детские рисунки. В декабре к нам на фабрику приедут заслуженные художники Нижегородской области. Сначала они посетят стеклодувный цех, посмотрят, как работают наши мастера, а потом мы предложим им самим расписать елочные шарики. Эти работы мы потом тоже хотим выставить в нашем Доме игрушки.

Сейчас мы работаем над коллекциями игрушек, которые будут украшать елки даже не в наступающем 2013, а в следующем — 2014 году. Получается, что мы живем на год впереди всех.

Автор: Корр. Елена Жаркова

Картина дня
Рекомендуем
Эксклюзив
Дарья Фролкина-Филимонченко: «Дружелюбные застолья устраивают на Кавказе, а экстремальную еду подают на Крайнем Севере»
​​​​​​​О некоторых традициях и правилах застолья у народов России, а также о том, куда нижегородцам отправиться в гастрономическое путешествие и к кому заглянуть в гости на обед, в интервью ИА «Время Н» рассказала кандидат филологических наук, специалист по межкультурной коммуникации и этикету, приглашенный лектор академии президента РАНХиГС, соучредитель проекта «Про народ», член НАДЭП Дарья Фролкина-Филимонченко.
Культура
Правильные ответы и имена победителей этапа конкурса «Преобразившаяся история»
Задания финального тура конкурса будут опубликованы 11 февраля в 16:00.
Экономика
Айтишники и курьеры стали драйверами нижегородского рынка труда
Это одни из самых востребованных и самых высокооплачиваемых профессий.
Общество
Определены векторы работы профсоюзов в Нижегородской области на ближайшую перспективу
Объединения помогают в решении множества вопросов.