Евгений Пыхтин: мы должны понимать мир через театр и театр через мир
6 апреля 2019 года, 09:54 Тема: Год театра
3 апреля в Нижнем Новгороде стартовала «Театральная Стрелка». Жителей и гостей города в рамках всероссийского фестиваля ждут насыщенные конкурсная, внеконкурсная и образовательная программы. Художественный руководитель «Театральной Стрелки», актер театра «Комедiя», создатель Центра театрального мастерства (ЦТМ) Евгений Пыхтин рассказал телеканалу «Время Н» об особенностях фестиваля и экспериментах ЦТМ.
Фото: vk.com/pykhtin
— Здравствуйте! По какому принципу был выбран спектакль открытия фестиваля «Театральная Стрелка«?
— Это драматический спектакль, в котором 28-летний артист играет возрастного человека, попадающего в Дом престарелых. Спектакль называется «Сибирь», но Сибирь — не геолокация, а Сибирь — внутренняя, когда мы замкнуты. Вообще мы очень много просмотрели разных работ, среди которых были сложные, дорогие и не очень подходящие под открытие.
— Много ли спектаклей вошло в программу фестиваля из поданных заявок?
— В конкурсную программу вошли девять спектаклей, всего было 46 заявок. У нас есть три внеконкурсных работы, в частности, спектакль «Сибирь». Также будет читка пьесы «Любовь людей», нижегородские артисты ставят ее перед спектаклем, питерская команда «Невидимый театр» привозит свою постановку. При этом мы заранее ставим читку, зритель может прийти посмотреть нижегородскую версию, а потом увидеть питерский спектакль. Также будет показан спектакль «Рождество» Центра им. Вс. Мейерхольда — один из лидирующих театров, мы рады, что они согласились участвовать.
— «Театральная Стрелка» проходит первый раз. Чтобы можно было реализовать фестиваль, получен большой грант. Расскажите, что это за грант и чья эта поддержка?
— Мы случайно наткнулись на конкурс президентского гранта. У нас было все готово внутренне, сформулировано, осталось только все это перенести на бумагу, мы перенесли, подали, и в самый неожиданный момент пришло сообщение, что мы выиграли. Это было удивительно. Одновременно мы общались с министерством культуры, была оказана финансовая поддержка Нижегородской области, поэтому у нас таких два источника.
— Центр театрального мастерства дает возможность актерам стационарных театров, живущим в режиме и дисциплине своей труппы, проявить себя в каких-то новых формах. Многие ли вас приятно удивили?
— У нас есть потрясающий проект, куда все стремятся попасть, — это Режиссерская лаборатория современной драматургии школы-студии МХАТ и Центр им. Вс. Мейерхольда.
Это такая лаборатория на семь дней, где артист погружается в контекст современного театра и вместе с режиссерами делают эксперименты, пытаются за короткий срок сделать эскиз, который подобен спектаклю, потому что когда мы берем эскиз в работу, он мало меняется, в принципе это готовая работа.
Когда я задумывал ЦТМ, у меня была формулировка — Институт современного театра, где лекции читают, где какие-то лаборатории, выставки, эксперименты.
Театр должен меняться, он должен идти в ногу со временем, мы должны понимать мир через театр, понимать театр через мир. Лабораторная система она и хороша, что мы общаемся, изучаем мир и все это пытаемся вынести на сцену, это всегда интересно, ново, и люди в этот момент раскрываются.
— Как реагирует зритель? Принимаются ли ваши эксперименты так, как этого хотелось бы?
— Вообще сложный вопрос, потому что многие люди хотят, но бояться. Есть люди, которые уходят, они не понимают, они консервативны в своем взгляде. А есть те, у которых появляется какое-то отторжение, но они потом приходят еще раз, потому что их что-то зацепило.
— Что в качестве приза получают победители «Стрелки»?
— В названии «Театральной Стрелки» очень много заложено. Мы съезжаемся на диалог, на какое-то выяснение отношений, на какие-то дискуссии. У нас собрались интересные команды из разных городов и многие с радостью соглашались. Очень хочется создать дружбу между городами, какой-то Союз независимых театров.