«Я — самоучка в кино»
2 мая 2012 года, 10:24
— Господин Будрайтис, ваша жизнь изначально была связана с криминалистикой. Как получилось, что вы стали знаменитым актером, а не легендарным сыщиком?
— Когда-то в молодости я очень хотел стать юристом, поступил в Вильнюсский университет на юридический факультет. Меня очень интересовала криминалистика. Но кончилось тем, что я получил диплом специалиста уголовного права, а всю оставшуюся жизнь отдал кино. Виновником этому был наш знаменитый режиссер Витаутас Жалакявичус, который в 1966 году поймал меня на улице и решил, что должен снять в своем фильме «Никто не хотел умирать». И с тех пор вся моя жизнь до сегодняшнего дня связана с кино.
Тем не менее, я успел немного поработать с преступниками, вел несколько довольно щепетильных дел. Помню, однажды мне нужно было допросить преступника в тюрьме. Это был первый мой подобный опыт. Милиционер привел в комнату для допросов огромного мужчину, который весь был покрыт татуировками. Нас разделял только столик на хлипких ножках, на который он положил свои огромные, как кувалды, руки. Он не стал отвечать ни на один мой вопрос, а потом вдруг изо всех сил резко дернулся в мою сторону. Я инстинктивно отшатнулся, сбив при этом столик, который подлетел вверх и ударил рецидивиста по лицу и разбил ему нос и губы. После этого преступник стал как шелковый и рассказал мне все, что нужно.
Я, конечно, собирался серьезно заниматься юриспруденцией. Но картина «Никто не хотел умирать» свела меня с ума. Режиссер Жалакявичус был такой личностью, встретившись с которой один раз, зажигалось огромное желание встретиться вновь. И продолжая учебу на юридическом, я ждал новой встречи с ним. К сожалению, так получилось, что после очень популярного фильма «Никто не хотел умирать», который публика приняла с восторгом, ему очень долго не давали снимать новых фильмов. Он предлагал много сценариев, но они все не подходили под стандарты того времени. Уже по прошествии определенного времени он сам предложил мне поступить к нему на режиссерский курс, который он набирал, и я закончил факультет кинорежиссуры, сделал два короткометражных фильма, а потом со мной произошло то же, что случилось с ним — не пропускали те сценарии, которые я предлагал. Такие были времена, и таким образом моя карьера режиссера была окончена…
Я — самоучка в кино и никакой актерской школы у меня нет, но я много снимался и работал в театре. Сначала меня снимали в ролях разных иностранцев — французов, немцев, англичан, американцев… Я очень долго играл всяких фашистов — например, пьяного офицера Отто фон Дитриха в фильме «Щит и меч», адъютанта Гитлера Армина Данвица в картине «Блокада» и других, но потом я отказался от таких ролей и снимался в роли журналистов, миллионеров, детективов. Но только не русских — русских играть мне не доверяли. Озвучивали меня тоже другие актеры — видимо, мой акцент не соответствовал ГОСТу. В конце концов я все-таки сыграл в фильме с Мариной Нееловой «С тобой и без тебя» крестьянина, русского мужика, и уже тогда поверили, что я могу быть и русским.
— Вас называли «мастером немого плана». Вы расценивали это как комплимент?
— Действительно, долгое время я играл в фильмах, где у меня было мало текста, но требовалось много выразительности, и за мной закрепилось амплуа молчаливого, сдержанного мужественного человека. И это преследовало меня долгое время. Дошло до того, что был фильм, в котором у меня не было вообще ни одного слова. Я играл директора зоологического сада, который работает с лебедями. Это стало последней каплей, терпение мое лопнуло, и я перестал сниматься в таких «молчаливых» фильмах. Я как-то грустно пошутил по поводу навешенной на меня «этикетки» «мастера крупного немого плана», и после этого меня стали приглашать в другие фильмы — смешные, лирические комедии — например, «Опасный возраст» с Алисой Фрейндлих, где я играл чудаковатого парфюмера, «Карусель» с Мариной Нееловой, «Грешник» и многих других. Все эти фильмы публика очень хорошо принимала.
— Чем вы занимаетесь сейчас, что вас увлекает сегодня?
— Я уже старый человек, и жизнь моя быстро пробежала. Я не сделал ничего особо выдающегося — я просто жил нормальной жизнью, любил своих друзей… Я люблю вкусно поесть, люблю фотографировать и делать фотоколлажи, люблю смотреть на мир, люблю читать, меня полностью поглотила компьютерная техника, Интернет. Мы с друзьями создали Интернет-программу, которая позволяет всем желающим, кто снимает свои работы на домашние камеры или даже фотоаппараты, присылать их нам, а мы отбираем из всего показанного самые интересные фильмы и потом ищем средства на то, чтобы их авторы могли снимать нечто более крупное. Например, в прошлом году мы отсмотрели больше сотни таких фильмов, отобрали из них 10 лучших, а потом авторы двух самых запомнившихся работ получили деньги на новый проект.
Что еще? У меня есть хутор, который находится рядом с хутором сына — мы ходим друг к другу в гости через дорожку… Я женат на женщине, в которую влюбился в 1968 году, и с тех пор мы вместе. У меня есть сын, дочь, внук. Сейчас все разбежались, мы вдвоем с женой гуляем по огромной квартире и не находим друг друга. Я довольно одинокий человек — как кот, который бродит сам по себе — я таким был, таким и остался…
Когда я бываю в Москве, то смотрю канал «Культура», дома — образовательные программы на BBC, передачи о животных и о путешествиях на канале «Discovery» и «National Geographic». Я очень люблю читать — особенно русскую классику. Я вырос на русской литературе. И этой страстью я заразил свою дочь, которая изучала славянские языки в Вильнюсском университете. Правда, потом она уехала в Италию и учила там итальянский. Когда моя жена однажды приехала во Флоренцию, чтобы ее навестить, то обнаружила нашу дочь сидящей на ступеньках возле кафедрального собора, где она читала письмо Татьяны из «Евгения Онегина» старому русскому эмигранту… Спустя некоторое время моя дочь отправилась в Лондон, чтобы изучать психологию. Видимо, наши беседы о психологии так ее заинтересовали, что сейчас она сама преподает психологию в университете, где учит работать с трудновоспитуемыми детьми.
— Пригодился ли вам когда-нибудь ваш опыт криминалиста в обычной жизни?
— Во время учебы на юридическом факультете я большое внимание уделял психологии. В то время ее не преподавали в университетах, но мне всегда было интересно постигнуть, что это за личность человеческая передо мной. Я всегда пытаюсь больше слушать. Я и в кино применяю это умение слушать партнера, и только потом уже мы находим общий язык.
У меня бывают моменты, когда мне хочется новых ощущений. Я могу сесть на парапет и пообщаться с бомжами. Мы попиваем вино и беседуем один на один. Это очень интересный опыт… Наверное то, что ко мне тянутся люди, отвергнутые обществом, объясняется тем, что и во мне накопилось много разного мусора. С этим надо что-то делать, чтобы все это вычистить из себя. Для этого нет других способов, кроме самоуглубления, самокопания и самоисповедования. Наверное, самый лучший выход здесь — это монастырь. Я дружу с одним монахом-доминиканцем, который мне очень близок по духу, и я думаю, что мои дни закончатся в монастыре. Я только боюсь, что там очень холодно. Если б я жил где-то в теплых краях, то, наверное, я бы давно уже перебрался за монастырские стены…
Справка
Юозас Станиславас Будрайтис (лит. Juozas Budraitis; 6 октября 1940, дер. Липинай, Шяуляйский уезд, Литовская ССР) — советский и литовский актёр театра и кино; Народный артист Литовской ССР (1982).
Родился в семье крестьянина. В 1945 году переехал в Клайпеду, а в 1955 году в Швекшне. Участвовал в школьной самодеятельности, был исключён из 9 класса за хулиганство, работал плотником в Клайпеде. Отслужив срочную службу в рядах Советской Армии, поступил на юридический факультет Вильнюсского университета.
Дебютировал в кино в 1961 году в эпизоде фильма «Когда сливаются реки». Обучаясь на 3 курсе университета, был приглашён режиссёром В. Жалакявичюсом на роль Йонаса в знаменитый фильм «Никто не хотел умирать», сделавший его популярным. Переведясь на заочное отделение университета (которое закончил в 1969 году), начал активно сниматься, в том числе за рубежом. С 1969 года актёр Литовской киностудии. Яркий представитель «литовской школы», наиболее значительные роли в фильмах «Чувства», «Четвёртый», «С тобой и без тебя», «Инспектор Гулл», «Факт», «Опасный возраст», «Кража», «Грешник».
В 1976−1978 годах учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров при Госкино СССР в Москве, после чего был приглашён своим сокурсником, главным режиссером КДТ Йонасом Вайткусом на работу в Каунасском драматическом театре (до 1988 года). Сыграл ряд серьёзных театральных ролей.
Режиссёрская карьера Ю. Будрайтиса не сложилась после фактического провала его дебютного фильма «Город птиц» (1982) по рассказу Юрия Олеши.
С 1996 года атташе по культуре посольства Литовской Республики в России, министр-советник посольства.
Продолжает активно сниматься в отечественных и российских телесериалах.
Автор: Корр. Елена Жаркова