Ольга Петрова: «Образование должно быть качественным, доступным и экологичным»
18 августа 2021 года, 09:57
Министр ответила ИА «Время Н» на актуальные вопросы школьного образования.
Через несколько дней миллионы российских детей сядут за школьные парты. В школах снова закипит жизнь…, которая, впрочем, не прекращалась и летом. Образовательные организации активно готовились к новому учебного году, большинство из них уже приняты комиссиями. На эту и другие актуальные темы школьного образования мы побеседовали с министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольгой Петровой.
— Ольга Викторовна, как Вы оцениваете готовность нижегородских школ к новому учебному году? Есть ли какие-то особенности в этом году?
— По сравнению с прошлым годом, никаких изменений в этом вопросе не произошло. Большое внимание уделяется подготовке пищеблоков. Они должны строго соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Проверяем наличие дезинфицирующих средств, бактерицидных ламп и т. д. В общей сложности к настоящему моменту приемку прошли 635 школ Нижегородской области, или 80% от общего количества наших общеобразовательных учреждений.
— Есть ли опасения, что к 1 сентября что-то не успеют доделать? Возможно, где-то подрядчики срывают сроки ремонта?
— Ремонт — отдельная тема. Напомню, что, начиная с 2019 года, на территории региона реализуется госпрограмма «Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области». Среди учреждений, которые вошли в эту программу Ардатовская средняя школа № 2, Арефинская средняя общеобразовательная школа (Вачский район), средняя школа № 3 г. Лысково, Сявская средняя общеобразовательная школа (г.о.г. Шахунья), а также школы Нижнего Новгорода № 29, № 106, № 167, № 171 и № 156.
1 сентября 2021 года часть этих школ откроет свои двери для учащихся. Это, в частности, школы № 29 и 171. Кроме того, должны заработать новые школы в поселке Новинки и жилом комплексе «Анкудиновский парк».
Мы прикладываем все усилия, чтобы все школы приняли детей вовремя.
— Сколько первоклассников придут в школы Нижегородской области?
— Согласно прогнозу, в муниципальные и государственные образовательные учреждения должны прийти 36 614 первоклассников. По частным школам точной цифры пока нет, но, если обратиться к данным прошлого года, то это было 615 детей.
— Учеба, насколько известно, для всех будет очной?
— Учебный процесс планируется проводить в очном формате. При этом будут соблюдаться все необходимые меры противоэпидемиологической безопасности.
— А если все же придется перейти на дистанционку?
— Возможности для этого сегодня есть у всех, но нет такой необходимости. Можно с уверенностью сказать, что массового дистанционного обучения не будет. Кроме того, надо понимать, что дистанционка никогда не заменит очного образования, особенно в школе.
— Насколько острее стала кадровая проблема в образовании? Вырос или уменьшился дефицит педагогов в этом году?
— Точными данными мы будем располагать в сентябре, когда учителя выйдут из отпусков. Но, конечно, вопрос кадровой обеспеченности в образовании стоит, и мы его решаем. Огромную роль в этом деле играет педагогический Мининский университет и наши педагогические колледжи.
Отмечу, что с этого года появилась возможность трудоустраивать в школы студентов после окончания ими III курса. То есть уже на четвертом курсе они могут начинать свою профессиональную деятельность. Это и заработок, и трудовой стаж, и практика, которая пригодится для написания дипломов. А для школ это вариант решения кадровой проблемы.
— Расскажите, как идет модернизация региональной системы образования.
— Работа ведется по всем направлениям. Здесь, скорее, нужно говорить, не о школьном образовании, а о следующей ступени. Так, в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» в 2019 и 2020 годах на базах 9 техникумов и колледжей было создано 50 современных мастерских, оснащенных высокотехнологичным оборудованием. До конца 2021 года будет создано еще 4 современных мастерских по направлению «Искусство, дизайн и сфера услуг». Не так давно Нижегородская область победила в отборе и получит федеральное софинансирование на обновление материально-технической базы в течение следующих трех лет: с 2022 по 2024 годы в регионе будет создано еще 36 современных мастерских.
Созданные мастерские помогут преодолеть разрыв между получаемым образованием и требованиями, предъявляемыми современными работодателями. Они станут Центрами развития компетенций в приоритетных для региона областях. На базе таких Центров планируется развивать сетевые проекты, готовить и повышать квалификацию специалистов под запросы предприятий и организаций в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами, в том числе стандартами движения WorldSkills.
Кроме того, в рамках федерального проекта в регионе был создан Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), деятельность которого направлена на объединение образовательного и промышленного потенциалов и формирование актуального содержания и технологий профессионального образования. На начальном этапе деятельность ЦОПП ориентирована на помощь в определении приоритетов в развитии ребенка в ходе профориентационной работы, а также предоставление возможности для получения первой профессии. Вместе с этим, в Центре развиваются и другие форматы профподготовки различных категорий граждан по освоению наиболее востребованных профессиональных навыков и компетенций.
— Давайте вернемся к школе. Если сравнить нынешнюю ситуацию с той, что была лет 10 назад, видны ли перемены к лучшему или худшему?
— Безусловно, школа — это отражение того, что происходит в обществе. На мой взгляд, главное — чтобы образование было качественным, доступным и экологичным. Именно экологичным. С точки зрения всех подходов. Детям должно быть комфортно в школе, они должны идти туда с радостью. Это зависит от многих факторов — от личности директора, от учителей, от окружающей среды.
Нельзя выдергивать факты из контекста, нужно смотреть на картину в целом. 10 лет назад школа работала для тех, кто жил тогда, в тех условиях. Сейчас многое изменилось. Появились новые технологии. Кнопочные телефоны превратились в смартфоны. Что лучше? Кнопочный телефон соответствовал требованиям своего времени, смартфон — своего.
— Как бы вы сформулировали главную проблему школьного образования?
— Наверное, в этой связи надо, прежде всего, говорить о кадрах, о человеческом ресурсе. Но это проблема не только образования. Допустим, в IT отрасли тоже есть дефицит специалистов. Однако школа к этой проблеме более чувствительна. Если в IT большая часть сотрудников может работать удаленно, то в школе педагог должен находиться на рабочем месте, непосредственно в учреждении, с детьми. И поэтому важно создавать для него максимально комфортные условия труда, облегчать ему работу, делать ее более экологичной.