Истребители показали высший пилотаж в небе над Нижним Новгородом
8 мая 2013 года, 17:04

Торжественные мероприятия в честь 75-летия летно-испытательного комплекса (ЛИК) прошли на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» в среду, 8 мая.
В юбилейных торжествах приняли участие ветераны и работники ОАО «НАЗ «Сокол», которых поздравили: министр промышленности и инноваций Нижегородской области Владимир Нефедов, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза, представители городской и районной администрации, воинских частей и подразделений МВД, делегации предприятий-партнеров — РСК «МиГ», ОКБ им. Яковлева, ММП им. Чернышева, НИИИС, НИИРТ и другие.
«Сегодня мы празднуем замечательную дату — 75-летие летно-испытательного комплекса. За это время была пройдена огромная дистанция, и мы перешли к созданию сверхзвуковых самолетов. Наш завод развивался вместе с авиацией. Надеюсь, что мы и в дальнейшем будем поднимать самолеты в небо», — отметил генеральный директор НАЗ «Сокол» Александр Карезин.
В рамках торжественного митинга лучшие работники авиазавода были награждены почетными дипломами губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, благодарственными письмами регионального правительства и почетными грамотами от администрации Московского района.
Для гостей праздника на территории аэродрома ОАО «НАЗ «Сокол» прошла обширная летная программа: проход самолетов МиГ-31, Ил-76, Ан-26, вертолетов Ми-8, пилотаж самолетов МиГ-29, Як-130, Як-52, пролет малой авиации — самолетов М-101Т, «Аккорд-201», «Бекас», «Цессна», Ил-103, а также состоялись показательные выступления парашютистов.
На статической стоянке были представлены самолеты производства ОАО «НАЗ «Сокол» — МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31 и техника для их обслуживания.
Справка
1 февраля 1932 года Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (ранее — завод № 21) вступил в строй действующих предприятий авиапромышленности СССР.
В августе 1932 года был поднят в воздух, испытан и отправлен в воинскую часть первый заводской самолет-истребитель И-5.
7 мая 1938 года для испытаний произведенных авиазаводом самолетов создана ЛИС (летно-испытательная станция; впоследствии — летно-испытательный комплекс).
В 30-е годы шеф-пилотом авиазавода был Герой Советского Союза В.П. Чкалов, в тот период на летно-испытательной станции проходил испытания самолет И-16.
В годы Великой Отечественной войны с заводского аэродрома уходили на фронт истребители конструкции С.А. Лавочкина: ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. На самолетах Ла-5 воевал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.
За военный период через летно-испытательную станцию прошло более 19 тысяч самолетов, построенных работниками завода. Иногда с аэродрома на фронт отправлялись по 50—60 истребителей в день. Для отправки такого количества самолетов в поселок Стригино (Нижний Новгород) базировался специальный полк по перегону самолетов в войска.
С 1949 года началось сотрудничество предприятия с ОКБ А.И. Микояна. На заводском аэродроме проходят испытания самолеты: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31, МиГ-29.
В 90-е и 2000-е годы освоен гражданский самолет М-101Т «Гжель», учебно-боевой Як-130.
В настоящее время коллектив ЛИК выполняет наземные и летные испытания модернизированных самолетов МиГ-31.
На аэродроме выполнен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы и проведены работы по оснащению современным радиотехническим оборудованием с автоматизированной системой отображения воздушной обстановки.
За 75 лет истории летно-испытательного комплекса: семи летчикам-испытателям — Л.И. Миненко, Н.Ф. Алифанову, Г. Б. Вахмистрову, В.Г. Гордиенко, И.В. Карелину, Г. А. Пукито, Б.И. Рябцеву присвоено звание Героя Советского Союза; двум летчикам-испытателям В.И. Рахманову, А.Г. Коновалову присвоено звание Героя РФ; 28 летчикам-испытателям присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель»; многие работники ЛИК за свой труд награждены орденами и медалями.
Автор: Корр. Милена Черевко, фото Юлии Горшковой