Судьба барона Османа. Фото
9 сентября 2013 года, 15:47
Бульвар Осман
Это Париж, бульвар Осман. Широкий и светлый. Назван в честь барона Османа, который в середине 19-го века был префектом центрального департамента французской столицы. Именно Жорж Осман решился навести порядок в градостроительстве и вместо кривых улочек, из которых в ту пору состоял центр Парижа, прорубил несколько широких бульваров.
Это сразу и на многие десятилетия вперед решило транспортную проблему. Даже сегодня на бульваре Осман, ширина которого 30 метров, не бывает пробок.
Нынешние французы благодарят Жоржа Османа, и даже включили его в список 10-ти величайших парижан за всю историю города — наряду с писателями Александром Дюма и Виктором Гюго, философом Вольтером и композитором Бизе, художником Эдуаром Мане и скульптором Огюстом Роденом.
Но это сейчас. А вот современники были недовольны решительной градостроительной политикой барона Османа. Не раз группы возмущенных парижан сопротивлялись прорубке широких бульваров, угрожая неудобному префекту судебными преследованиями и даже физической расправой.
Оно и не удивительно, ведь Осману пришлось снести десятки жилых домов и лавочек, присутственных зданий и служебных построек. Префект даже настоял на разборе нескольких церквей. Впрочем, кардинал и священнослужители его поддержали, поскольку взамен были построены новые церкви.
Посмотрите на эту карту. Красные линии — это бульвары, прочерченные Османом и проложенные в соответствие с его градостроительным планом. В нижней части карты, в центре виден зеленый Люксембургский сад, краса и гордость Парижа, любимое место воскресного гуляния парижан. Но всмотритесь в его форму, и вы увидите асимметрию. Слева от дворца и фонтана сад прямоугольный, а в дорожках и зелени ясно просматривается четкий план. А вот правая часть сада заметно меньше, и похожа на стрелку. Она обрезана двумя красными линиями, одна из которых пронзает Париж с северо-востока на юго-запад, проходя с одного берега Сены на другой через остров Сите.
Барон Осман тоже любил гулять в Люксембургском саду, но он понимал, что без стержневой транспортной артерии Париж задохнется.
А эта молодежная акция на роликах сегодня возможна только потому, что полтора века назад барон Осман прорубил широкий бульвар Сен-Мишель, обрезавший часть Люксембурского сада, решетка которого видна на заднем плане. Фото из личного архива. Париж, 2013 год.
Османизация Парижа — так теперь называется та работа, которую проделал дальновидный префект. Кстати, знаменитая Парижская Опера была построена архитектором Гарнье на линии бульвара Османа тоже в соответствие с планом барона-градостроителя.
Ну а парижане ворчали на Османа почти 30 лет, до той самой поры, когда Гюстав Эйфель возвел свою башню, ставшую символом Парижа. Тут уж про Османа забыли и стали ругать Эйфеля))
Вена, Рингштрассе
Зато власти других европейских стран и городов быстро осознали пользу нововведений барона Османа. В Вене уже в 1857 году вместо старых крепостных стен и рва, окружавших исторический центр города, начали прорубать широкую Кольцевую улицу. Сегодня, спустя полтора столетия, Рингштрассе, застроенная по четкому плану, по-прежнему остается главным транспортным путем в центре австрийской столицы и символом Имперской Вены.
Правда, и здесь не обошлось без сопротивления и уличных протестов. Императору Францу Иосифу пришлось взять на себя всю ответственность за важное градостроительное решение, и его декрет вошел в историю под исполненным непреклонной решимости названием «Es ist Mein Wille» — «Это моя воля»
Сегодня тоже нужна огромная воля, чтобы прорубать широкие улицы, снося исторические постройки и урезая парки, и выслушивая при этом нелицеприятные крики в свой адрес. Но сохранить исторические центры городов, не построив вокруг транспортные кольца и хорды, и не прорубив широкие радиальные автомобильные артерии, нельзя. Поэтому единственный, но очень больной вопрос, который надо решать, это вопрос о том, чем именно придется пожертвовать, чтобы наши города становились современными городами, обращенными в будущее, сохраняя историческое лицо. Простых решений нет. Но и откладывать принятие решений нельзя.