Месяц с запуска новой транспортной схемы: явные улучшения и очевидные недоработки
23 сентября 2022 года, 23:18
Темы: Новые маршруты общественного транспорта Нижнего Новгорода Транспортные изменения
ИА «Время Н» проанализировало ситуацию с транспортом в Нижнем Новгороде и провело на своём сайте опрос на эту тему.
Ровно месяц назад, 23 августа, в Нижегородской области стартовало внедрение новой транспортной схемы, и уже можно подвести определённые промежуточные итоги. Понятно, что реформа ещё не завершилась — напротив, она, можно сказать, только началась, но, тем не менее, некоторые её моменты уже возможно проанализировать. А на некоторые — указать разработчикам, чтобы они корректировали её в верном направлении.
Плюсы
Среди очевидных плюсов можно выделить три. Первый — это уравнивание тарифов муниципальных и частных перевозчиков и введение в маршрутках возможности льготного проезда и бесплатных пересадок по транспортной карте с электронным кошельком. Это в огромной степени облегчило жизнь всем горожанам, особенно школьникам и пенсионерам, которые раньше вынуждены были подолгу ждать нужного муниципального автобуса.
Второй плюс носит временный характер и, скорее всего, напрямую с транспортной реформой не связан и просто совпал с ней по времени. Тем не менее, он имеет достаточно большое значение для нижегородцев — это снижение стоимости проезда до 22 рублей в случае оплаты смартфоном через приложение Mir Pay. Акция стартовала 1 сентября и будет действовать до конца года.
Третье очевидное улучшение — это, хоть и медленное, но всё же появление валидаторов в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов. Если раньше пассажирам в отсутствие кондуктора приходилось лезть через весь салон к водителю чуть ли не по головам, чтобы заплатить, то теперь даже в час пик самостоятельно оплатить проезд свободно могут пассажиры любой площадки.
Но на фоне этих положительных изменений нельзя не отметить и явные недоработки.
Минусы
Сохраняется проблема отсутствия транспорта на маршрутах в вечернее время. Причём речь не о поздне-вечернем времени — проблемы начинаются буквально после 18:00, затем около 19:00 они усугубляются, а после 20:00 приобретают такой масштаб, что горожанам приходится добираться домой на перекладных, с несколькими пересадками, и проезжать в несколько раз большее количество остановок, чем нужно, либо и вовсе вызывать такси. ИА «Время Н», например, писало о такой проблеме с автобусом А-43.
Продолжается выпуск на линию автобусов с огромными интервалами. Например, автобус А-41 хронически ходит раз в 1,5−2 часа. А ведь разработчики транспортной схемы поначалу хотели убрать маршрутку Т-70, мотивируя это тем, что её дублирует муниципальный А-41. Хороша была бы картина, если бы в городе не осталось Т-70, и люди вынуждены были бы часами ждать на остановках автобус-призрак А-41!
Или А-61, который тоже ходит эпизодически, изредка. А в ответ на жалобы пользователей «ВКонтакте» аккаунт Новой маршрутной сети Нижегородской агломерации отвечает: «Согласно ЦДС, на 21.09.2022 на маршруте А-61 выпуск составляет 4 единицы подвижного состава. Автобус ходит ежедневно с 05:00 до 22:30 с интервалом 30 минут». Надо ли говорить, что 4 машины и интервал 30 минут для городского маршрута протяжённостью 25 остановок — это катастрофа?
И таких примеров — множество, в каждом районе города жители могут назвать свои проблемные номера маршрутов, случайно появляющихся на остановках несколько раз в день. При этом в правительстве признают: да, проблема есть. И объясняют — причины вполне объективны, автобусы ломаются, водителей не хватает, а те, что есть, — часто болеют. И тут впору спросить, а почему эти проблемы не решили до запуска новой транспортной схемы? Ведь аналогичные объяснения о поломках и нехватке кадров из минтранса звучали и в предыдущие годы, когда транспортная схема была ещё «старой».
Обращает на себя внимание и недостаточное количество валидаторов в автобусах большой вместимости и полное их отсутствие в автобусах среднего класса. Власти объясняют: в небольших автобусах нет необходимости вешать валидатор, салон маленький, и дойти до водителя, чтобы заплатить, свободно могут все пассажиры. Но это весьма спорное утверждение, ведь в рабочую перевозку автобус средней вместимости настолько забит, что там невозможно пошевелиться, а не то что пройти с задней площадки к водителю. Естественно, передавать в такую толпу свою банковскую карту или разблокированный смартфон с открытым Мир Пеем не станет ни один человек в здравом рассудке. Да и вообще, вся эта передача карт и денег через весь салон крайне неудобна всем пассажирам.
Что касается автобусов большой вместимости, то там процесс идёт, но как-то медленно. А те валидаторы, которые уже установлены, часто не работают. Но в этом вопросе всё же виден прогресс, и есть основания надеяться, что с этой задачей минтранс в обозримом будущем справится.
Ещё одна значимая проблема, которая появилась буквально на днях, — это исчезновение муниципальных автобусов с Яндекс. Карт (а к вечеру 23 сентября с карты приложения исчезли и маршрутки — остались лишь красные и синие значки электротранспорта).
Причём, что характерно, до старта транспортной реформы ЯК отображали все виды транспорта исправно, а сейчас начались какие-то неполадки. При этом аккаунт Новой маршрутной сети Нижегородской агломерации в комментариях ВК отвечает подписчикам, озвучившим эту тему: «Навигационная система работает в штатном режиме. Возможно, проблема заключается в самом сервисе Яндекс Транспорт».
Называется — спасибо, помогло. И хочется сказать: так это вы, разработчики и организаторы, выясните, из-за чего произошёл сбой, свяжитесь с сервисом Яндекс. Транспорт и узнайте, как и когда этот сбой будет устранён. Зачем вы нам сообщаете очевидные вещи? Пассажиры не будут искать контакты Яндекс. Транспорта, им главное — чтобы сервис работал и на неумной остановке можно было заглянуть в смартфон и понять, на каком расстоянии от тебя находится нужный автобус. Тем более что на Яндекс. Карту (она же Яндекс. Транспорт) ведёт ссылка с официального портала новой транспортной схемы (кнопка «Действующая карта» на главной странице). То есть альтернативы Яндексу нет. Круг замкнулся.
Далее — отмена и замена маршрутов. Об эту тему сломано много копий, но после того, как минтранс пообещал пока оставить большую часть самых востребованных маршруток, накал страстей заметно снизился. Тем более что здесь не всё так однозначно: например, в Советском районе горожане недовольны тем, что вместо маршрутки Т-31 им ввели автобус А-93, а на Автозаводе, напротив, положительно оценивают появление автобуса А-32.
Ещё одно обстоятельство — недостаточное количество умных остановок. Когда минтранс только начинал анонсировать новую транспортную схему, упор делался на то, что пересадок, конечно, станет больше, но на линиях будет столько автобусов, а маршруты будут настолько продуманными, что пассажиры смогут легко и непринуждённо делать на умных остановках многочисленные пересадки и, в конечном счёте, добираться даже быстрее и с большим комфортом, чем раньше на беспересадочных маршрутах. Но при этом умных остановок, позволяющих построить маршрут с пересадкой и вообще понять, какой транспорт приедет в обозримом будущем, в городе — крайне ограниченное количество, и установку новых никто не обещает. И это тоже весомый недочёт, который сейчас значительно осложняет перемещение по городу и который следовало просчитать заранее.
Результаты опроса
ИА «Время Н» провело опрос среди своих читателей, чтобы выяснить их отношение к новой транспортной схеме. Результаты таковы: 28% проголосовали за вариант «Стало хуже, потому что убрали удобные для меня маршруты»; 25% - не заметили никаких перемен; 25% считают, что «стало хуже, потому что уменьшилось количество единиц транспорта на маршрутах». 10% ответили, что «стало лучше, потому что теперь даже на частных маршрутах действуют социальные проездные»; 8% - что «стало лучше, потому что усилился контроль за пассажирскими перевозками». И 5% проголосовавших выбрали пункт «Не пользуюсь общественным транспортом».
Если суммировать ответы, становится очевидным, что ухудшения в сфере общественного транспорта по итогам первого месяца отмечают 53% горожан, а улучшения — лишь 18%. И разработчикам новой транспортной схемы нужно не писать во «ВКонтакте» однотипные оправдания и возражения на комментарии недовольных пассажиров, а прислушиваться к ним, брать в работу и пытаться срочно исправить ситуацию. Ведь впереди зима, и перед горожанами маячит реальная перспектива мёрзнуть по 1,5 часа на остановках. И объяснения о том, что у НПАТа просто не хватает автобусов и водителей, их не согреют.
Автор: Наталья Павлова