СубботаСб, 23 ноября 11:08 16+
Сейчас  °C
USD$ 102,58 ▲1,90 EUR 107,43 ▲1,35

Минпромторг представил Стратегию развития автопрома в РФ

31 октября 2022 года, 12:55

Задача: возродить российский автопром.

Минпромторг представил Стратегию развития автопрома в РФ

В конце августа Минпромторг России представил проект Стратегии развития отечественной автомобильной промышленности до 2035 года. Не вдаваясь в детали, отметим ряд контрольных показателей, прописанных в Стратегии. Доля иномарок в России к 2035 году должна сократится с 40% до 17%, однако при этом продажи автомобилей должны вырасти более чем в два раза. Базовый сценарий Стратегии видит такую динамику продаж автомобилей в нашей стране: на уровне 800 тысяч штук в текущем году порядка 1,6−1,7 млн в 2026 году и около 1,9 млн — в 2035-м. Ключевой целью называется обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности, а также удовлетворение потребности российского рынка в конкурентоспособной на мировом уровне продукции с высоким уровнем локализации (не менее 80%). Такая постановка проблемы показывает, что постепенно происходит понимание того, что необходимо сделать для возрождения отечественной автомобильной промышленности.

Для начала необходимо понять, что сегодня мы называем российским автопромом.

Уход с нашего рынка зарубежных производителей, запрет на поставку импортных компонентов убедительно доказывает, что отечественный автопром был сборочным производством иномарок практически всех мировых брендов. Была сделана, на мой взгляд, ошибочная ставка на создание на нашей территории сборочных производств зарубежных автогигантов. И, несмотря на то, что импортные модели, собранные на российских площадках, были намного дороже отечественных легковушек, российские производители стали терять внутренний рынок. Чтобы как-то удержаться на рынке, стали модернизировать отечественные машины с помощью зарубежных автокомпонентов — а это еще один прямой путь в зависимость от западного производителя.

В результате отрасль оказалась в тотальной зависимости от импорта. Степень этой зависимости хорошо выявляет «План мероприятий по импортозамещению автомобильной промышленности», утвержденный Минпромторгом в прошлом году. В соответствии с этим планом к 2024 году планировалось довести производство тягового электрического двигателя для легковых автомобилей с 0% до 30%, АККП — с 0% до 5%, системы помощи водителю — с 0% до 15%.

Кстати, об импортозамещении. Как видим из приведенных цифр, по сложным и высокотехнологичным компонентам у нас еще в прошлом году ничего не производилось. Напомню, чтобы защитить интересы российских автозаводов, были приняты законы о локализации при организации сборочных производств в России. То есть количество импортных узлов и деталей должно сокращаться за счет увеличения их производства. Только результат снова оказался не в пользу отечественного производителя. Как отмечают специалисты, локализацию должны были осуществить сами производители. Только в этом случае они могли рассчитывать на некоторую помощь от государства. Хотя весь мировой опыт доказывает, что локализацией должен заниматься кто угодно, только не производитель. Во-первых, ему это невыгодно. В результате локализация касалась того, что подешевле и попроще: сиденья, глушители, некоторые пластиковые детали. Во-вторых, локализация отбирала у производителя время и силы, которые он должен бы потратить на разработку новых моделей. И, наконец, как негативный результат, у нас исчезла отрасль по производству автокомпонентов.

Самое важное, что необходимо понять — речь сегодня идет не об импортозамещении иностранных автокомпонентов в производстве автомобилей, хотя это действительно важно. Речь идет о необходимости разработки и производстве собственных моделей автомобилей. Речь о возрождении российского автопрома, о приобретении им суверенитета. Другими словами, отечественные автозаводы должны собирать отечественные модели, а не заниматься отверточной сборкой. А значит и автокомпоненты должны быть отечественными. Кстати, представленная Стратегия ставит задачу — довести долю продукции национальных производителей минимум до 50%.

Сегодня много говорят о приходе на российский рынок азиатских производителей автомобилей (Китай, Иран). Однако эксперты справедливо отмечают, что замена западного импорта на восточный автомобильную отрасль с колен не поднимет, а только еще сильнее ее утопит. Необходимо от бумажных проектов по импортозамещению переходить к собственному реальному производству.

Главное, по мнению экспертов, не повторить прежних ошибок. На первом месте должна стоять задача ухода от критической зависимости от зарубежных компаний. И, помимо пожарных методов типа снижения качества автомобилей, отказа от современных систем безопасности, на период выстраивания новых связей надо выстраивать автомобильную отрасль нового типа. Среди принципиальных предложений чаще всего специалисты отмечают необходимость создания отечественной отрасли автокомпонентов. Для обеспечения ее рентабельности предлагают унифицировать наиболее важные узлы и детали автомобилей. Например, возможно создать объединенный моторостроительный концерн. Двигатели могли бы быть ограниченного модельного ряда, которые мог бы использовать любой автозавод для своих моделей. Особое место в производстве автомобилей занимают микрочипы. Именно без них не может работать современный автомобильный двигатель. Именно они составляют основу всей электронной начинки автомобиля. Думаю, что если наши конструкторы смогли создать гиперзвук, то современный автомобиль создать тоже смогут.

Одновременно необходимо преодолеть традиционный скепсис по отношению к отечественным производителям. Да, из оставшихся сегодня в линейке национальных моделей Lada Niva, которая отметила 45-летний юбилей, корни ВАЗовской Lada Granta уходят к концу 1980-х. Из более-менее современных Lada Vesta, но она имеет низкий уровень локации.

При этом, на мой взгляд, оценивать российский автопром как отсталый и неспособный самостоятельно развиваться является большой ошибкой. В качестве доказательства могу сослаться на пример создания автомобилей проекта «Кортеж» (Aurus). Когда в 2012 году обсуждались закупки автотранспорта для госорганов, прозвучали предложения сделать линейку автомобилей для первых лиц государства на импортной базе. К счастью, было решено разрабатывать линейку автомобилей на новой собственной полноценной платформе, рассчитанную на всю линию машин, включая лимузин, седан, микроавтобус и непременно внедорожник. Главным конструктором стал Вадим Переверзев. Приятно отметить, что начинал он в Нижнем Новгороде. Сегодня многие главы государств имеют в своем распоряжении автомобили этой марки.

Высокоэффективным может оказаться предложение нашего российского народного автомобиля. Из мирового опыта хорошо видно, что именно народные автомобили выступили драйверами успешного развития национальных автопромов. Например, фордовские черные машины в Америке, «Фольксвагены» в Германии. Но он должен быть действительно народным, то есть доступным среднестатистическому гражданину. Такую машину можно произвести только на российском автозаводе. Импортные, так называемые бюджетные модели, стоят более полутора миллионов и доступны только на условиях кредитования. Думаю, что такой автомобиль будет предложен уже в ближайшее время.

В России имеется позитивный опыт эффективного выживания под санкциями. В мае под санкции попала и «Группа ГАЗ». Но никакого шока это не вызвало. Ведь предприятие под американскими санкциями находится уже четыре года и прекрасно выживает. Производство не останавливали ни в прошлом году из-за дефицита полупроводников, ни в этом году из-за нарушения логистических цепочек. Не был прекращен выпуск автомобилей современных линеек NEXT и NN.

По словам представителей руководства, были сделаны инвестиции в технологии и производство ключевых компонентов автомобиля. Речь о производстве собственных силовых агрегатов и коробок передач (в том числе автоматических), создание собственного производства элементов трансмиссии, пластиковых деталей. Был открыт новый литейный завод. Идут работы в области перспективных технологий. Известно, что электробусы ГАЗ работают на маршрутах Москвы и Нижнего Новгорода.

Таким образом, техническая и технологическая база для развития автомобильной отрасли в нашей стране есть.

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
Нижегородский музей Добролюбова открывает свои двери для посетителей после ремонта
Работы велись там три года.
Экономика
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
Одна «промышляла» на автостраховках, другая — на страховании недвижимости.
Общество
Михаил Курюмов: «Нижегородцы осознают необходимость заботы о здоровье своих питомцев»
Председатель регионального комитета ветеринарии рассказал о главных его задачах в интервью ИА «Время Н».
Культура
Эвелина Радбиль — об участии в шоу «Голос.Дети»
Она дала интервью «Волга 24».