«Моя задача — дать детям правильное направление»: Сергей Елфимов о работе пожарным и авторском проекте
9 июня 2022 года, 14:05
Сотрудник МЧС также рассказал о том, что раздражает сотрудников пожарной службы и какие им дают советы.
Командир отделения 11-й пожарно-спасательной части Сергей Елфимов в свободное от работы время в рамках проекта «Урок в школе. Профессия — пожарный» рассказывает школьникам о своей профессии и делится ее секретами. В нерабочее время он также снимает познавательные ролики и ведет блог в социальных сетях.
Сотрудник МЧС рассказал ИА «Время Н» о работе в пожарной службе и занятиях с детьми.
— Сергей, расскажите, пожалуйста, как и когда вы пришли в профессию?
— После получения специальности электрика в одном из училищ Дзержинска меня призвали в ряды российской армии. Когда в 2000 году вернулся со службы, передо мной встал вопрос — куда идти работать. Я знал, что наличие военного билета открывает двери в силовые ведомства. В то время два старших брата уже работали в пожарной охране, поэтому выбор стал очевиден.
— Помните свой первый пожар?
— Горел мусорный контейнер. Для бывалого пожарного — это обыденность. Но для меня, это был первый выезд по тревоге. Надо себя показать и проявить, чтобы старшее поколение не посмеялось. Я, будучи молодым специалистом, в полном обмундировании, с пожарным стволом в руках выполнял указания старших.
— Какой выезд на пожар был самым сложным?
— За 20 лет было много сложных пожаров. Всегда психологически тяжело переживать гибель людей. Пожарные — это тоже люди.
— Вас часто благодарят за работу?
— Нет. Пожарные не избалованы благодарностями от гражданских лиц.
— Люди, присутствующие на пожаре, часто дают советы?
— Очень часто. Многие присутствующие на пожаре знают, с какой стороны подавать стволы и что надо делать. Самый частый совет — как правильно тушить. Но пожарные лучше это знают. Они постоянно повышают свою квалификацию.
Бывает присутствующие на пожаре помогают, но зачастую их требования и советы неуместны.
— Часто ли встречаются Плюшкины, которые бросаются в огонь за вещами?
— Не часто, но встречаются. На моей практике было несколько инцидентов. Они не осознают, что это того не стоит. Больше всего запомнился первый случай, с которым мне пришлось столкнуться, работая пожарным.
В новогоднюю ночь пока нижегородцы отмечали праздник у соседей, их квартира загорелась, и женщина бросилась в горящее жилье за материальными ценностями. Когда мы приехали на вызов и нашли ее — было уже поздно.
— Что больше всего раздражает пожарного?
— Раздражает халатное отношение к природе и имуществу, беспечность людей, особенно, когда в пожароопасный период жгут траву и готовят шашлыки в неположенных местах. Также раздражает нежелание научиться элементарным противопожарным навыкам.
— Какие ошибки чаще всего люди совершают при пожаре?
— Главная ошибка — неграмотная эвакуация. Это один из самых больных моментов для пожарной службы.
— Вы работаете командиром пожарной части и проводите уроки в школах. Как вам удается совмещать работу и занятия с детьми? Остается ли время на семью?
— Многие знакомые спрашивают меня «Как ты все успеваешь?». Открою секрет — никак не успеваю. На личную жизнь и семью времени не хватает. Спасибо супруге, что понимает меня и поддерживает во всем. Дети в этом году заканчивают 11 класс и уже довольно самостоятельные. Поэтому для меня семья — это поддержка и надежный тыл.
— Дети заканчивают 11 класс. Они пойдут по вашим стопам?
— Нет. Детям никогда не навязывал свою профессию — они сами выберут свой путь. Моя задача — дать детям правильное направление в жизни.
— Как вы пришли к тому, чтобы рассказывать детям о работе пожарного? Как давно вы ведете уроки?
— В феврале прошлого года друзья попросили рассказать о профессии пожарного детям в одной из нижегородских школ, где учились их дети. Занятием остались довольны и учащиеся, и я. После этого пошла народная молва и меня стали приглашать в другие учебные заведения.
Кроме того, я понял, что в данном вопросе в образовательной системе существует вакуум.
Так, мои занятия с детьми вылились в проект «Урок в школе. Профессия — пожарный».
Спустя некоторое время, мне стало досадно, что в течение года езжу в нижегородские школы и детские сады, а в родном городе не провел ни одного урока с детьми. В результате через администрацию Дзержинска установил контакт с местными учебными заведениями. И с января текущего года график проведения уроков стал очень плотным. Каждую неделю проходит от 4 до 7 занятий.
Сейчас у меня львиная доля времени уходит на занятия в Дзержинске, а Нижний Новгород теперь только в частном порядке.
— О чем вы рассказываете детям на занятиях?
— Говорим о том, кто такой пожарный, с чем связана профессия, об опасных факторах, присутствующих на пожаре, что страшнее огонь или дым и почему, каковы признаки отравления угарным газом. Кроме того, на занятиях я демонстрирую, как надевается боевая одежда пожарного, для чего она нужна, как защищает и укладывается.
Хотелось бы отметить, что мои занятия — это не урок ОБЖ, а введение в профессию.
— Чем ваши занятия отличаются от уроков школьного учителя?
— В первую очередь, отсутствием у меня педагогического образования. Также позволяю себе некоторые вещи, которые не могут позволить себе учителя. Например, похулиганить с детьми.
— Дети активны на ваших занятиях?
— На уроках ребята помогают мне в качестве ассистентов. На занятиях я им разрешаю подержать инструменты, примерить дыхательный аппарат и боевую форму, развернуть пожарный рукав. Также они проверяют на прочность каску. Детям интересно на занятиях, они увлечены и активно участвуют в процессе. Ведь данного оборудования в школах нет.
— Они внимательно вас слушают?
— Да. Так как я для детей новый человек, им интересно меня слушать. Если бы я в каждый класс приходил хотя бы раз в неделю, через месяц они перестали бы на меня обращать внимание.