Если очень не хочется работать, возможно, у вас гепатит
26 июля 2024 года, 12:13
Болезни печени невозможно распознать без помощи специалистов.
28 июля отмечается Всемирный день борьбы с гепатитом. А в профессиональные праздники не надо стесняться говорить о достижениях, считает заместитель главного врача ГБУЗ НО «Инфекционная клиническая больница № 2» и главный внештатный специалист Минздрава области по инфекционным заболеваниям, кандидат медицинских наук Елена Тихомолова.
— Проблема излечения пациентов от гепатита С настолько сдвинулась в сторону своего решения, что это просто нельзя замалчивать. Всемирная организация здравоохранения поставила задачу к 2030 году добиться элиминации вирусного гепатита С.
— Элиминация — это полное уничтожение, ликвидация вируса? В мировом масштабе или только в организме больного?
— Идея элиминации — ликвидировать вирус в мировом сообществе. Однако избавление от инфекции в отдельном организме означает огромный прогресс. Раньше гепатит называли «ласковым убийцей», потому что не было методик лечения и бессимптомная, безболевая инфекция в течение десятилетий приводила к циррозу печени. Теперь состояние стало абсолютно курабельным (излечимым. — Прим. ред.): вирус можно уничтожить при помощи современной терапии, новых препаратов прямого противовирусного действия, прицельно убивающих вирус.
Элиминация — это ликвидация эпидемиологически значимой проблемы, вызывающей социальную напряжённость и сопровождающейся высокой заболеваемостью.
Текущий год вообще решающий. На борьбу с гепатитом С выделили существенные финансовые средства.
— Существенные — это сколько?
— Существенные — это достаточные, чтобы лечить в несколько раз больше больных. Если раньше за счёт регионального бюджета, средств ОМС мы могли пролечить примерно 300 человек, то сейчас, когда к этим каналам финансирования добавились ещё и федеральные деньги, мы можем увеличить этот объем в три-четыре раза.
Препараты, о которых я говорю, имеют эффективность 98%. Конечно, если вирус за время своей жизни не успел так испортить печень, что от стадии воспаления она не перешла в стадию фиброза (рубцовая ткань и узелки, которые замещают ткань печени и нарушают её функцию. — Прим. ред.) или цирроза.
— Эти лекарства отечественные или импортные?
— Пока не отечественные, но ведётся работа по созданию отечественных аналогов. Там очень много юридических аспектов. Но нужные препараты есть в достаточном количестве. В этом году они будут направлены, в том числе, в медицинские учреждения области. Мы стараемся обеспечить доступность терапии по месту жительства пациентов.
Однако главная проблема в том, что гепатит С никак не проявляется очень долгие годы, пока через 10—20—30 лет не доведёт до цирроза печени. Все это время пациент может даже не знать о своей болезни.
К слову, сейчас в режим профилактических осмотров внесено обследование на антитела к вирусу гепатита С один раз в 10 лет. Но потом требуется углублённое обследование, а это повторный поход к врачу, чтобы понять, есть вирус или нет. Многие же просто махнут рукой.
На сегодняшний день у нас на учёте порядка 18 тысяч человек, но не все они нуждаются в немедленной терапии. По заданию Минздрава России ежегодно до 2029 года мы должны пролечивать около 800 человек из тех, кому показана терапия.
— Получается, что человек, пока не сделает анализ, может и не узнать, что болен?
— Печень — орган молчаливый. Болеть может желчный пузырь, желчеводящие пути. А когда поражается сама ткань печени, то болевого синдрома практически нет. Хронический гепатит может проявляться тяжестью в подреберье, ощущением дискомфорта, «кирпича под ребром», слабостью, общим недомоганием, подташниванием после тяжёлой пищи.
По этим признакам сложно сказать, что они связаны с болезнью печени. Да и появляются они уже на поздних стадиях, когда есть уже необратимые последствия по типу выраженного фиброза или цирроза. А на начальных стадиях изменения печени клинически ничем не проявляются. Лабораторно надо обследовать.
Кстати, настроение тоже ухудшается, человек становится мизантропом. Не зря же про таких говорили «желчные люди». Больные действительно часто становятся депрессивными, раздражительными. И ещё один из симптомов — активное нежелание работать.
— Если очень не хочется работать, ухудшилось настроение, ощущаешь депрессию — сдай кровь на гепатит. И когда будет выполнена программа элиминации вируса гепатита С, желчных людей в нашем обществе не останется?
— Во-первых, проверить, нет ли у вас болезней, никогда нелишне. Во-вторых, даже самым богатым странам справиться с проблемой гепатита С к 2030 году очень сложно. А мы надеемся всё-таки получить на этом пути значимые достижения.
Например, в прошлом году были пролечены дети от гепатита С лицензированными прямыми противовирусными препаратами. Все дети, которые были зарегистрированы у педиатров с гепатитом С, и чьи родители согласились на лечение, пролечены.
И если уж заговорили о детях, то надо сказать, что эффективной прививки от вируса гепатита С нет, а вот от вируса гепатита В есть, и она внесена в календарь прививок.
Нельзя от неё отказываться, нет для этого практически никаких медотводов, она безопасна, у неё минимальное количество побочных эффектов среди всех прививок. Она реально спасает жизнь.
А гепатит С мы сейчас успешно лечим. И надеемся на хороший результат.
Справка
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в апреле опубликовала «Глобальный доклад по гепатиту за 2024 год». Согласно этому документу, гепатит занимает второе место в мире среди инфекционных заболеваний, от которых умирает наибольшее число людей: на его долю приходится 1,3 миллиона смертей в год — столько же, сколько и на долю туберкулёза. Каждый день от инфицирования гепатитами В и С в мире умирают 3500 человек.
По данным ВОЗ, Российская Федерация входит в десятку стран, на чью долю приходится почти две трети общемирового бремени гепатитов В и С. Кроме нас в этот перечень вошли Бангладеш, Китай, Эфиопия, Индия, Индонезия, Нигерия, Пакистан, Филиппины и Вьетнам.