«Новое время требует креативного подхода к малому бизнесу»
30 июня 2011 года, 15:17
- Какова сегодня роль малого бизнеса в экономике региона?
- В настоящее время мы можем говорить о системном росте в развитии малых предприятий: на сегодняшний день 36% трудоспособного населения занято в малом бизнесе - это больше, чем треть всех живущих в регионе. В передовых европейских странах или США эта доля достигает 70% - 80%, но 36% - тоже весьма серьезный показатель. Сейчас в Нижегородской области насчитывается 119 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, из них 533 - средних, около 30 тысяч - малых и 89 тысяч индивидуальных предпринимателей. По каждой из отраслей малого бизнеса мы имеем различные темпы роста, но важны не сами цифры, а положительная динамика для всего региона в целом.
- Губернатор Нижегородской области вручал награды победителям конкурса «Предприниматель года» 16 июня. Расскажите, как прошел конкурс?
- Конкурс собрал достаточно много представителей бизнеса. Например, мы не ожидали, что номинация семейный бизнес получит такую популярность и привлечет большое количество участников и очень приятно, что сфера деятельности, традиционно осуществляемая малым бизнесом реализуется не одним предпринимателем, а всей семьей. Также можно отметить, что в конкурсе участвовало множество компаний, возглавляемых молодыми людьми до 30 лет и именно этими компаниями были представлены самые высокотехнологичные инновационные проекты.
Мы стремились привлечь для участия не только предпринимателей из города, но и области, хотелось выделить и поощрить каждый район, у которого есть положительный результат. Именно поэтому было решено сделать в каждой номинации по два вторых, три третьих места. Конечно, один-два приза на весь район - не так много, но это уже значимо, это говорит о том, что есть точки роста, на которые необходимо обратить внимание. Проведение подобных мероприятий помогает выделить лучших из лучших, предпринимателей, которые доказывают своим примером, что нет недостижимых высот и предела совершенству.
- Конкурс проходит в шестой раз. Чем он был примечателен в этот раз?
- В этом году был очень интересный формат конкурса, он пришел под девизом «Предприниматель года - новые рекорды». Мы решили провести параллель между бизнесом и спортом. Это было сделано не случайно, ведь ничто так не объединяет предпринимателя и спортсмена, как стремление быть лидером. В бизнесе и спорте все очень просто: как только ты перестаешь развиваться, ты начинаешь проигрывать. Когда мы заявляем, что малый бизнес и спорт - это направления, по которым у нас есть победы, надо показать, как эти победы похожи. Никто другой не заставит тебя что-то делать, никто не заставит тебя быть первым, только ты сам над собой должен работать.
- Каковы Ваши личные впечатления от конкурса?
- Конкурс прошел интересно и креативно. Вообще, награждение - достаточно скупое мероприятие: зачитали, кто и за что получил награды, пожали руки и разошлись. Нам же удалось сделать оригинальное шоу из заведомо скучного награждения. Люди не только получили награды, но и смогли пообщаться в неформальной обстановке с коллегами представителями администрации, домов малого бизнеса, центров развития предпринимательства. Мне кажется, конкурс прошел динамично.
- Каким будет конкурс «Предприниматель года» в следующем году?
- Работа над новым конкурсом начинается в тот день, когда заканчивается предыдущий. Проводится работа над ошибками, разбираются «накладки», выстаиваются перспективы, планы. Новый конкурс мы сделаем не менее креативным, чем в этот раз, но в каком направлении, говорить не буду - пусть это будет сюрпризом для всех. Уже есть несколько задумок, которые мы активно прорабатываем.
- Каковы планы работы Вашего министерства на ближайшее время?
- Несмотря на ключевую фразу в названии министерства - «малый бизнес», спектр нашей работы очень широк. Это весь малый и средний бизнес, и торговля всех видов и форматов, бытовое обслуживание населения, туризм, художественные промыслы, инновации. В каждом из этих направлений есть определенные точки для роста. Туризм не может быть важнее, чем художественные промыслы, или оптовая торговля важнее, чем нестационарная. Поэтому мы уделяем внимание всем сферам нашей деятельности в пределах своей компетенции. В ближайшее время мы будем продолжать реализовывать меры поддержки малого бизнеса в рамках «комплексной целевой программы развития малого предпринимательства», это и субсидирование и предоставление микрозаймов и гранты начинающим предпринимтаелям. Сейчас стартовало строительство 4 бизнес инкубаторов в Заволжье, Павлове, Выксе и на Бору, также планируем усилить финансовую поддержку инновационного малого бизнеса.
- Есть ли сферы предпринимательства или районы области, которые требуют особого внимания или поддержки?
- Каждый район имеет свои особенности, и в каждом есть свои приоритетные направления. Например, в Городецком районе одним из главных является туризм, поэтому там нужно формировать соответствующую инфраструктуру. Есть Город мастеров, следовательно необходима гостиница, кафе или ресторан. Выстраивается некий конечный маршрут, когда не просто берешь карту области и отмечаешь для себя район, куда надо съездить, а знаешь все об этом месте - наличие гостиницы, ресторана, гида. Нужна конкретика, туризм не должен быть «сквозным», когда люди приехали, посмотрели, сели и уехали. Нижегородская область обладает огромным потенциалом, просто нужно научиться правильно презентовать себя. Сегодня другое информационное время, плотность информации другая, нужно делать работу креативно. Справедливости ради, надо заметить, что мы уже начали двигаться в правильном направлении. Например, 18 июня в Семенове прошел восьмой фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома»., который мне очень понравился Я помню, как он начинался: его называли «пиром во время чумы», говорили, что от него одни проблемы. В этом году на праздник приехали более 600 мастеров, в 2010 их было 430. То есть за год число участников выросло на 30%. Интересная концертная программа, интересное шоу, город кипит, музей наполнен посетителями, люди ходят на экскурсии на фабрику. На следующий год мы будем думать, как присвоить празднику международный статус, привезти иностранные делегации. Дорогу осилит идущий.
Автор: Корр. Никита Дедков