ПятницаПт, 7 февраля 19:10 16+
Сейчас  °C
USD$ 96,91 ▼-1,15 EUR 100,68 ▼-2,24

«Выставка — это не сам разговор, она просто должна его спровоцировать»

1 сентября 2011 года, 17:53

- Марат Александрович, как, по Вашему мнению, подобная выставка может подействовать на зрителя?

- Люди должны учиться видеть искусство. Помните первый фильм, когда поезд ехал на зрителей, и им казалось, что он их задавит, они с криками разбегались. Люди не понимали, что это экран, другое пространство. Также и современный человек при желании способен перенести смысл произведения в плоскость реальности. Может, так и надо, этим нужно пользоваться, чтобы поднимать такие серьезные темы, как национализм, ксенофобия, расовая ненависть, экстремизм. Мне кажется важным через медиа научить людей видеть искусство, через произведения живописи понимать происходящую действительность точно так же как и через кино, музыку, стихи. Искусство, конечно, не дает рецепт, как побороть эти беды, зато фиксирует состояние и обозначает проблему, в том числе политическую.

- А как могут помочь таблички, на которых рядом с именами великих русских писателей и художников подписано «внук араба», «еврей по матери»?

- Человек может быть русским вне зависимости от крови. Поэтому на картинах и дана информация о родственниках великих людей: ни то, что отец у кого-то был поляком, ни то, что чей-то дед был арабом, не может повлиять на принадлежность того или иного деятеля к русской культуре. Авторы выставки пытались объяснить, что национальность не влияет на гениальность. А вот ненависть может натворить много бед. Например, лозунг «Россия для русских» дает карт-бланш на убийство. Представьте, если бы покалечили или убили молодых Пушкина, Айвазовского, Малевича, Высоцкого, много бы они успели создать? Стали бы они русскими деятелями искусств? Если Россия только для русских, то куда девать остальных? Мы тогда должны отделиться, стать малюсеньким русским государством на большой земле. Это опасно, нас сразу сметут.

- Как Вы считаете, такая проблема существует только в России?

- Она существует везде, просто в некоторых странах она стоит острее. На дворе 21 век - век, когда лояльность покупается. Сейчас по разным причинам по миру перемещается огромное количество человек, за последние 15 лет, например, около миллиона поляков переселились в Англию. Они там нашли себя, работают, растят детей, приносят пользу, но в любой момент могут сорваться на родину или в другую страну, и ничто им в этом не помешает. Перемещение сегодня это нормально. Причем, огромная доля этих людей не готова ассимилироваться окончательно. Раньше, возьмем хотя бы XVIII век, человек, переезжавший в другую страну, получал гражданство, отказывался от своей национальности. Ты приехал во Францию - будь добр стать французом. Люди, которые сейчас приезжают в Америку и встречают там своих бывших соотечественников, говорят, что они со второго поколения уже полностью ассимилировались, стали настоящими американцами. Но это касается только тех, кто уехал несколько поколений назад. Сейчас ситуация изменилась. Сегодня люди уже не хотят отказываться от своей идентичности. Они переезжают с места на место, сохраняя и свою национальность, и свои интересы. Можно получить сегодня американское гражданство, можно даже стать американцем, оставшись при этом поляком, турком и так далее. Это новая ситуация, которая тоже чревата возникновением конфликтов, причем не только в России и в Англии, но и во всем мире. Но вместо смены системы безопасности, доработки социальной структуры, возникает национальная ненависть.

- Так откуда она берется?

- В 20 веке очень остро встала проблема социальной несправедливости. Национализм - это один из неверных ответов на социальную несправедливость. В результате этой сложности мы живем на пороховой бочке. Поэтому сейчас так важно начать искать верное решение в нормальной обстановке, не терпящей насилия, нервов, криков.

- Вы думаете, здесь может помочь культура?

- Так это в основном культурная работа. Политики в этом направлении вообще не работают. Даже самые либеральные говорят так: «Русский - это тот, кто говорит на русском языке и любит русскую культуру». И тогда лозунг «Россия для всех хорош». А что делать тем, кто английский хорошо знает и английскую литературу очень любит, он, что тогда получается англичанином? Люди хотят оставить свою национальность, но жить в России, с этим надо смириться. Эта выставка - некое высказывание, которое должно спровоцировать серьезный разговор, а не сам разговор. Не надо искать простых решений, надо отдавать себе отчет в том, что это художественный проект, который мне лично кажется блестящим и по каллиграфии, и по замыслу.

- Кстати, о внешней стороне: Вы считаете, что он обладает художественной ценностью?

- Безусловно! Не так-то просто найти 80 способов уйти в изображении от типографии - это серьезная художественная задача, тут авторы показывают себя блестящими шрифтовиками. Стиль, имитация граффити подворотен, потом крест, мягкие буквы, рваные - очень большое разнообразие.

Автор: Корр. Катерина Ткаченко

Картина дня
Рекомендуем
Эксклюзив
Ольга Руновская: «Через сказки дети узнают, как жили наши предки»
О влиянии чтения детских сказок на развитие ребенка в интервью ИА «Время Н» рассказала художник-постановщик научно-популярного кино, директор рекламного агентства «Росдек», соучредитель проекта «Про народ» Ольга Руновская.
Культура
Правильные ответы и имена победителей этапа конкурса «Преобразившаяся история»
Задания финального тура конкурса будут опубликованы 11 февраля в 16:00.
Экономика
Айтишники и курьеры стали драйверами нижегородского рынка труда
Это одни из самых востребованных и самых высокооплачиваемых профессий.
Эксклюзив
Дарья Фролкина-Филимонченко: «Дружелюбные застолья устраивают на Кавказе, а экстремальную еду подают на Крайнем Севере»
​​​​​​​О некоторых традициях и правилах застолья у народов России, а также о том, куда нижегородцам отправиться в гастрономическое путешествие и к кому заглянуть в гости на обед, в интервью ИА «Время Н» рассказала кандидат филологических наук, специалист по межкультурной коммуникации и этикету, приглашенный лектор академии президента РАНХиГС, соучредитель проекта «Про народ», член НАДЭП Дарья Фролкина-Филимонченко.