Более 282 тысяч человек уже прошли обучение по программе «Я в деле»
17 декабря 2024 года, 16:50
Это школьники, студенты колледжей и университетов.
Фото предоставлено организаторами проекта
Любой студент от 18 лет, обучающийся в вузе или по программе СПО, может стать участником образовательной программы развития молодёжного предпринимательства «Я в деле». Участие во всех курсах и мероприятиях программы бесплатно. Подробнее об этом ИА «Время Н» рассказала депутат Госдумы от партии «Новые люди», первый зампредседателя комитета по науке и высшему образованию Ксения Горячева.
— Ксения, сегодня существует множество образовательных программ для молодёжи, в том числе, по развитию предпринимательских навыков. Чем «Я в деле» отличается от других?
— Главное отличие — это подход. В «Я в деле» нет скучных лекций и теории ради теории. Здесь каждый участник с первого дня начинает действовать: придумывает проект, тестирует гипотезы, сталкивается с реальными трудностями и учится их преодолевать. Это не симуляция бизнеса, это реальная работа над собственным проектом, который на выходе можно будет «потрогать».
Но ещё важнее то, что программа помогает молодым людям почувствовать свою значимость. Когда ты видишь, что твой проект работает, что он меняет твою жизнь и жизнь других людей — это ощущение нельзя заменить ни одной пятёркой в зачётке. Здесь у ребят появляется уверенность, что они могут быть создателями перемен, а не просто зрителями.
— Звучит вдохновляюще. Можете рассказать, каких результатов уже удалось достичь за время работы программы?
— Мы начали в 2022 году, и за это время через программу прошли более 282 тысяч человек. Это школьники, студенты колледжей и университетов. И, главное, это ребята, которые не просто учились, а создавали что-то своё.
Вот проекты ребят, которые победили в 6-м сезоне, финал которого прошел совсем недавно в Москве. В Волгограде команда студентов разработала устройство для удаления зубов без травмирования десны — это не просто концепция, это реальный продукт. В Перми команда придумала платформу на основе искусственного интеллекта, которая помогает компаниям подбирать и обучать сотрудников. Это проекты, которые уже сегодня можно применять в бизнесе.
Мы гордимся каждым участником, потому что они выходят из программы с конкретным опытом за плечами, а не только с презентацией и «проектом на бумаге».
— Вы упомянули практическую работу. Какую роль в этом играют наставники и эксперты?
— Они играют ключевую роль. У каждого участника есть доступ к наставникам — это опытные предприниматели, эксперты из бизнеса и профильных индустрий. В минувшем сезоне с ребятами работало 1,7 тысячи наставников.
Наставник — это человек, который не только помогает решить конкретные задачи, но и подсказывает, как избежать ошибок. Ребята видят, что за их проектом следит реальный предприниматель, человек, который сам прошёл этот путь, он знает, как нужно, не по теории из книжки, а из своего опыта.
К тому же наставники часто становятся первыми партнёрами для молодых предпринимателей. Они видят потенциал в проекте и предлагают свою помощь не только во время программы, но и после её завершения.
— Участники программы часто работают над бизнес-проектами. Но не у всех же есть идея для стартапа. Как справляетесь с этим?
— Это нормально. В начале программы у многих ребят нет конкретной идеи. Но как раз для этого у нас есть человекоцентричный подход. Мы учим ребят видеть вокруг себя возможности.
Прежде чем решать проблему, нужно её увидеть. Мы часто говорим участникам: посмотрите на свой город, на своё окружение — что можно улучшить? В результате ребята придумывают проекты по экологии, урбанистике, сервисам для удобства жителей и даже медицинские стартапы. В этом году мы даже запустили новый трек «Городские решения», где ребята фокусируются на проектах по улучшению среды в своих городах и посёлках. Это про осознанное развитие.
К тому же у нас нет жёстких шаблонов и «идеальных кейсов». У каждого участника свой путь. Кто-то приходит с готовой идеей, кто-то её находит в процессе, кто-то понимает, что хочет попробовать что-то ещё. В этом и суть. Не дать инструкцию, а научить видеть возможности и двигаться к ним.
И не всегда проект — это что-то гигантское и дорогое. Иногда это простое решение, но нужное людям здесь и сейчас. Именно это мы и хотим развивать в молодых людях — инициативность, наблюдательность и способность действовать.
— То, что ребята выносят из проекта опыт и новые компетенции — это здорово, но не все выигрывают финал и получают гранты. Что происходит с проектами участников «Я в деле» после окончания программы?
— Это один из самых частых вопросов, и мне приятно, что у нас есть конкретный ответ. Большинство проектов не заканчиваются вместе с программой. Многие участники продолжают развивать свои стартапы. Еще на этапе программы участникам удается найти инвесторов для своих проектов. Этому мы тоже учим — находить возможности для партнерства и делать продукт, который будет прикладным и полезным.
Более того, мы поддерживаем ребят не только в рамках «Я в деле», но и через другую нашу инициативу — программу «Стартап как диплом». Это родственная программа. Суть в том, что студенты могут заменить свою классическую выпускную квалификационную работу на реальный стартап-проект. В рамках этой программы можно доработать свой проект и защитить его при выпуске из университета.
— Ксения, что бы вы хотели сказать тем, кто ещё сомневается — идти в «Я в деле» или нет?
— Я всегда говорю: бояться — нормально. Но нужно помнить, что главный риск — это ничего не делать. Никто не ждёт от вас готового бизнеса на старте. Но если у вас есть желание пробовать, этот проект точно для вас.
Здесь вас поддержат. С вами будут работать наставники, эксперты и другие участники. Вы увидите, как можно не только учиться, но и делать что-то своё. В любой момент можно ошибиться и переделать — и это нормально.
Так что не откладывайте. Регистрируйтесь, приходите, участвуйте. Этот опыт точно останется с вами.