Болонский процесс vs советская система образования. Нужна ли единая зона российского образования?
24 июня 2022 года, 11:51
В России фактически прекратила действовать Болонская система высшего образования.
В последние дни одним из обсуждаемых вопросов стало высшее образование в России и выход страны из Болонского процесса. По данному вопросу высказывают различные мнения. Но большинство воспринимают Болонскую систему отрицательно, отождествляя ее по сути с двумя процессами: с пресловутым ЕГЭ и двухуровневой системой высшего образования — бакалавриат и магистратура.
Об отрицательном отношении к Болонской системе свидетельствуют и данные социологов. Сервис SuperJob провел исследование об отказе от двухступенчатой системы высшего образования, введенной с переходом страны к Болонской системе. Опрос проходил с 6 по 8 апреля и в нем приняли участие 1600 человек старше 18 лет из 281 населенного пункта.
Исследование показало, что 66% россиян выступают за возврат к классической системе образования «специалитет — аспирантура». Против высказался лишь каждый десятый респондент. Чаще остальных за традиционную систему образования высказывались люди старше 45 лет и те, кто получил высшее образование в советское время. Среди студентов вузов отказ от двухуровневой системы поддержали 44%. Самое большое число желающих вернуться к подготовке специалистов в вузах — родители выпускников школ, поступающих в вузы. Их 93%.
Давайте разберёмся, что такое Болонский процесс. Сразу отмечу, что это форма организации высшего образования в Европе. Создавая многочисленные объединения, Европа пытается преодолеть последствия многовековой раздробленности ее территории на множество небольших государств. Интересы развития экономик этих стран требуют укрупнения и унификации на всей территории. С одной стороны, именно в Европе существуют многовековые традиции университетского образования. С другой, у каждой страны имеется множество исторических особенностей в работе высших учебных заведений. Создание единого экономического пространства потребовало обеспечить свободное перемещение трудовых ресурсов, в том числе с высшим образованием. Ответом на эту потребность и стала Болонская система.
Болонская система — общеевропейская образовательная система, основанная в соответствии с декларацией «Зона европейского высшего образования» от 1999 года. В 1998 году министрами образования Германии, Италии, Франции и Великобритании выдвинута инициатива создания общеевропейской образовательной системы. Декларация «Зона европейского высшего образования» подписана 9 июня 1999 года на конференции в Болонье (Италия). Под документом свои подписи поставили 29 стран, из которых 16 являлись участницами Евросоюза. Главной задачей инициативы было построение общеевропейского образовательного пространства со свободным передвижением студентов и преподавателей.
Во всех странах-участницах ввели единые дипломы, систему оценки уровня знаний и систему бакалавр — магистр — доктор. Для получения степени бакалавра нужно 180−240 кредитов, или около 3−4 лет, для магистра — еще 90−120 кредитов, или 1−2 года учебы. Кредиты принимаются в любом вузе из Болонской системы и не имеют срока давности. Надо сказать, что система бакалавр — магистр не является изобретением Болонской системы. Во многих странах она существует очень давно. В частности, эта система была и в российской системе высшего образования до 1917 года. Отказ от этой системы в СССР определялся невозможностью ее сохранения в стране, где большинство населения было неграмотным. Массовая подготовка людей для реализации задач индустриализации потребовала введения в вузах специалитета.
Сейчас в Болонском процессе официально участвуют 48 стран и Европейская комиссия. Россия в него вошла в 2003 году, а в 2007 году ввели систему бакалавриата и магистратуры.
По данным на 2021 год, в российских вузах на бакалавриате учились свыше 480 000 студентов, в магистратуре — 180 000 человек. 11 апреля Болонская группа объявила о прекращении представительства в России и республике Беларусь.
Критикуя существующую систему российского образования, мы говорим о необходимости кардинального реформирования этой системы. Не пересказывая все ужастики про нашу систему, отмечу. На мой взгляд, главной проблемой стал разрыв между средней и высшей школой. Путем абсолютизации ЕГЭ, нам удалось фактически ликвидировать среднее образование. И разве удивителен получаемый результат такой подготовки — кумирами молодежи являются блогеры и певцы без слуха и голоса. Как заметил один из экспертов, сегодня мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим даже среднего образования. Фактически приходится говорить о новом этапе борьбы с безграмотностью. Невозможно создать новую систему высшего образования без обеспечения качественного общего среднего образования.
При обсуждении системы школьного образования часто высказывается предложение о возврате к советской системе обучения. Проблема, однако, в том, что, невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Сегодня другое время, оно диктует другие задачи обучения, требует новых методов не просто передачи знаний, а обучения навыкам самообучения в океане информации. В советской системе, как и во всем мире в тот период, главным источником знания был учитель, преподаватель. По оценкам специалистов тех лет, школьник и студент получали до 80% знаний при посредстве учителя. Сегодня учитель, преподаватель не передает знания, он, скорее, выполняет роль лоцмана, обеспечивающего проход к знаниям.
Еще одной важнейшей особенностью советской системы образования, в том числе и высшего, были его доступность и массовость. Нигде в мире не было такого стремления к получению высшего образования. В советское время многие получали высшее образование уже во взрослом возрасте для собственного развития, а не для освоения новой профессии. Это порождало такой феномен, как изобретательство и разработку рационализаторских предложений среди рабочих и инженеров. Именно это стремление к личностному развитию и отличало советских учеников и студентов. Государство поощряло такое становление и повсеместно создавало многочисленные филиалы для заочного и вечернего обучения. Но такая система образования по определению стоит дорого.
А при господстве рыночной экономики, как правило, ограничивается практической потребностью в формировании грамотного работника и грамотного потребителя. То есть задача системы образования обеспечить производство рабочей силой и сформировать потребителя производимых товаров. Видимо отсюда столь болезненная реакция западного обывателя на рост цены и на отсутствие товаров на рынке. Из этой же парадигмы вытекает вывод о целесообразности сокращения объема получаемых знаний в массовой школе. Предметы по выбору самого ученика, количество предметов, по которым происходит аттестация жестко ограничено, система оценочного тестирования, предопределяющая уровень необходимого для данного ученика образования. Только наиболее способные получают возможность перехода на более высокий уровень. На остальных тратить деньги и время нецелесообразно.
Таким образом, многие издержки нашего сегодняшнего образования кроются не Болонской системе как таковой, а определяются социально-экономической средой. И только государство может вернуть прежние цели для системы образования и возможность получения качественного образования любому человеку. А сколько при этом будет уровней подготовки, какие формы аттестации необходимо использовать, должны определять специалисты, исходя из задач и потребностей, за рамками определенных систем-образцов.
И если и говорить о создании новой системы образования, следует обратить внимание на то, что Россия более неоднородна, чем Европа. Нашей стране сегодня необходимо подумать о создании единой зоны обучения в России, с согласованием и определением основных принципов взаимодействия региональных образовательных систем. Опыт Болонской системы вполне можно применить и внутри России. Уровень подготовки в разных регионах существенно отличается и требует определенной системы унификации получаемых дипломов.
Формально, диплом любого российского вуза одинаков, но на практике всем ясно, что дипломы МГИМО, МГУ существенно весомее документов региональных вузов. Внутрироссийская мобильность студентов, преподавателей, предоставление дистанционного доступа к авторским курсам лучших специалистов для всех студентов на всей территории России — тоже должны стать предметом обсуждения.
Автор: Александр Суханов