«Премия правительства России „Нижегородской правде“ — это показатель интереса к нашему региону»
18 января 2012 года, 17:07
- Татьяна Вячеславовна, за что редакция газеты удостоилась премии правительства России?
- В прошлом году мы поменяли вторичный выпуск газеты «Нижегородская правда», превратив его в отдельное деловое издание для бизнес-аудитории. Таким способом мы хотели полностью изменить круг читателей. Мы понимали, что это риск, потому что можно потерять старых читателей и не приобрести новых. Многие газеты шли этим путем, и не всегда он был удачен. Хотя деловая активность в нашем регионе настолько высока, что у нас всегда будут материалы на эту тему и всегда будет аудитория. В Нижегородской области эта ниша на тот момент оказалась свободна, и мы хотели ее занять уникальным региональным изданием. Тем более, что у «Нижегородской правды» были для этого и традиции, и авторы, и единомышленники. Чтобы проверить, правы мы и тем ли путем идем, нам стало важно узнать, как это обновление и смена читательской аудитории оценит общественность и профессиональное сообщество. И мы подали заявку на конкурс, чтобы профессионалы оценили, насколько ребрендинг оказался успешен. Заявку мы подавали не как газета, а как издательский дом «Нижегородская правда», показывая, тем самым, как интересам разной читательской аудитории отвечают наши разные издания. Общественная организация «Альянс руководителей региональных СМИ России» (они же нас и выдвигали) предложила подать заявку.
Когда председатель правительства России Владимир Путин подписал распоряжение «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2011 года в области печатных средств массовой информации», мы поняли, что мыслим правильно. Только два региона получили эту премию - Нижегородская область и Тюмень. Газета - это отражение общественной жизни, поэтому мне кажется, что выделение премии именно нам показывает не только интерес к нашему региону и к деловой активности, которая здесь достаточно бурная, но и дает ему определенную оценку. Сегодня писать «за» гораздо сложнее, чем писать «против». Это известно всем журналистам: произошел скандал - значит, есть о чем рассказать. Но писать не скандальные материалы, а выделять новых героев нашего времени - всегда сложнее. Но мы ставим себе именно такие задачи. Потому что если рассматривать «Нижегородскую правду» как общественно-политическое издание, весомое в регионе, то, прежде всего, нужно отвечать на вопрос - кто же он, герой сегодняшнего времени?
- И кто же он?
- Раньше, конечно, была четкая госполитика: героями прежних времен были стахановцы, передовики производства, герои Соцтруда. Сегодня герои - это, в первую очередь, творческие люди, потому что творчество может быть совершенно в разных сферах и разных профессиях. Это те, кто так или иначе связан с модернизацией и инновациями: когда человек на своем месте новатор - как раньше говорили «рационализатор», если в рамках своей профессии он проявляет чуть больше творчества, чем этого требуют его должностные обязанности, то он и есть герой нашего времени. Потому что он свои мысли, свое творчество отдает на благо страны и производит новое качество. От того, удовлетворен ли человек своей профессией, нравится ли ему его работа, и возникает то самое качество жизни, о котором мы сегодня так много говорим.
- Много ли сегодня таких героев?
- Достаточно много. Газета выходит каждый вторник, и темы не повторяются, и всегда находятся эти герои. Они есть на любом предприятии - будь то завод, научное учреждение, НИИ. Кстати инновации - это наш «конек». Поскольку Нижегородская область не богата ни нефтью, ни газом, ни другими природным ресурсами, мы прекрасно понимаем, что наше главное полезное ископаемое - это интеллект, это богатые на научное творчество люди, которые здесь живут.
- Насколько востребован обновленный выпуск газеты?
- Самая главная оценка труда для нас - это новые читатели и новые подписчики. Очень сложно завоевать доверие читателя и доказать, что наша газета действительно нужна им. И мы получили такие результаты подписки: вторничный выпуск газеты «Нижегородская правда», пока он не был нацелен на определенную аудиторию и пока не сменил тематику, имел отрицательную динамику по количественным показателям. Но как только мы провели ребрендинг, поменяли суть газеты и рассказали людям об этом изменении, показали им его - количество подписчиков у «вторника» увеличилось практически в два раза. К сожалению, большинство газет сегодня имеет отрицательную динамику, падение интереса со стороны читателей. Мы специально выделили «вторник» в отдельную подписку, чтобы люди могли выбрать именно то, что им действительно интересно. И конечно, подобное развитие было бы невозможно, если бы в регионе не было этой атмосферы для развития деловой активности, которая есть сейчас.
- Кто они - подписчики «вторника»?
- Это преимущественно мужская аудитория, это руководители предприятий, в основном живущие в Нижнем Новгороде. Это экономическая и политическая элита - те люди, от которых зависит принятие решений во многих сферах, в том числе - и в отношении качества жизни простых нижегородцев. И нам важно, чтобы мы с ними говорили на одном языке.
- Сегодня часто сетуют на то, что люди все меньше читают газеты и, «уходят» в Интернет. Согласны ли вы с этим?
- Мы не боимся Интернета. У нас ежедневно 3000 читателей сайта рravda-nn.ru. Потому что понимаем: есть средства массовой коммуникации, а есть средства массовой информации. Все цифры показывают, что сегодня Интернет, преимущественно, - это средство массовой коммуникации. Деловая элита максимально использует возможности Интернета - электронную почту, Скайп, видеоконференции, ленты новостей… Но газета отличается от Интернета возможностью аналитики. Этого анализа, этой авторской подачи и авторского контента в Интернете мало. Позиция газеты, если она совпадает с позицией тех людей, которые ее читают, или, напротив, вызывает желание спорить, всегда востребована. Потому что только автор может пробудить творческую мысль, мы в этом уверены. Не дозированная подача новостей, а крепкая аналитика.
Мы сделали ставку на мужскую журналистику: это серьезные тексты, достоверные цифры и несколько иной, «визуальный» формат подачи новостей. Новости в картинках" мы выбрали не случайно: люди сегодня склонны к визуальному восприятию информации, потому что это самый быстрый способ ее потребления. И мы хотим, чтобы нашу газету можно было не только долго читать, но и быстро просмотреть, выделив для себя какие-то самые главные темы и тенденции. У нас есть интересные рубрики, которые затрагивают самые разные сферы жизни. Газета строится не только на деловой информации, но и на всем, что может быть интересно деловому читателю, потому что он не только бизнесмен, но и человек. Например, у нас есть рубрика «Бизнес-ланч», сочетающая в себе самые разные темы - как меню в ресторане, предлагающее на выбор самые разные блюда. Есть «Неделя в лицах« - всегда интересно посмотреть, кто чем запомнился за последние семь дней. Есть и «Бизнес-ланч», в рамках которого обсуждаются конфликтные ситуации и какие-то спорные решения. В каждом номере публикуются эксклюзивные интервью. Их с удовольствием дают самые разные люди - в том числе и лидеры региона.
Газета строится по очень простым принципам: во-первых, это читаемость; во-вторых - обратная связь, которую, кстати, мы поддерживаем благодаря Интернету. У нас есть свой сайт со своими авторами, колумнистами. Нам важно понимать, о чем думают наши читатели, что их волнует, чем они интересуются. Почти к каждому материалу мы получаем комментарии, и это очень важно для нас.
- Татьяна Вячеславовна, давайте вернемся к началу нашего разговора — собственно, к вручению премии. Как вы узнали о том, что вы стали лауреатами, и как проходила сама церемония?
- О том, что подписан Указ о вручении премии, я лично узнала от своего коллеги -редактора кировской газеты «Вятский Край» Василия Смирнова, который позвонил мне поздно ночью из поезда и рассказал, что соответствующий документ появился на сайте правительства РФ. Это было в ноябре. Потом был долгий период ожидания. И уже в новогодние праздники с фельдъегерской связью нам прислали телеграмму о предстоящем торжественном вручении премии в День российской прессы. Церемония проходила в Москве. Волнение было невероятное. Казалось бы, мы привыкли к общению с властью. Но мы не привыкли к наградам столь высоким и почетным званиям. До последнего момента не было известно, будет ли на церемонии присутствовать премьер-министр России Владимир Путин. Но они пришел и произнес вступительное слово. Награды нам вручал президент журфака МГУ Ясен Засурский, который вырастил за свою жизнь огромное количество журналистов. И после этого у нас была возможность неформально пообщаться с председателем правительства. Мы попросили Владимира Путина оставить на нашей газете автограф для читателей «Нижегородской правды». Он, подумав немного, написал: «Счастья в новом 2012 году. Всем!». Теперь эта газета стала экспонатом в нашем редакционном музее.
В завершение разговора я хотела бы сказать, что мы очень благодарны всем нашим читателям, которые нас любят и долгие годы остаются с нами, некоторые - по 30-40 лет. И это здорово, что мы им до сих пор интересны. Это - самая главная оценка нашего труда.
Автор: Корр. Елена Жаркова