«Залог успеха — в модернизации»
14 февраля 2012 года, 13:41
- Владимир Ильич, оцените работу нижегородской промышленности в последнее десятилетие?
- Этот период отмечен и успехами, и трудностями. Судить о результатах следует в первую очередь по индексу промышленного производства (ИФО), который является основным показателем работы реального сектора экономики. За прошедшие десять лет он был ниже 100% лишь трижды: в 2001 году - 98%, в 2008 году - 91,8% и в 2009 году - 78%. ИФО 2010 года по отношению к 2000-му составил 111%.
В 7,64 раза возросли объемы отгруженной продукции и оказанных услуг в фактических ценах. В 2000 году этот показатель был на уровне 100 млрд рублей, спустя десятилетие возрос до 764 миллиардов. За это время в четыре раза увеличились налоговые отчисления промышленных предприятий в бюджетную систему и составили по итогам прошлого года порядка 36 миллиардов рублей.
Произошли существенные изменения в структуре отраслей промышленности. Снизилась доля машиностроения и металлообработки с 48% до 21,4%, топливная промышленность расширила свои позиции с 1,3% до 30%, с 10% до 22% увеличилась доля черной металлургии.
Число работающих в промышленности области сократилось с 476,5 тысяч человек до 315 тысяч, а средняя зарплата возросла с 1 900 рублей до 16 000 рублей.
- Насколько успешно, на ваш взгляд, осуществляется взаимодействие Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и правительства области?
- У НАПП и правительства Нижегородской области сложилась практика конструктивного взаимодействия. Совместно удалось сделать немало. Особенно продуктивно мы начали работать с приходом в область губернатора Валерия Шанцева.
Валерий Павлинович сумел создать правительство, которое планомерно работает в направлении увеличения областного бюджета. Ассоциация полностью поддерживает взятый губернатором и Правительством курс. При участии НАПП отработан механизм поддержки приоритетных инвестиционных проектов, в полную силу заработал «Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области», принят ряд законодательных актов по стимулированию товаропроизводителей. А главное разработан и реализуется основополагающий для области документ - «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года», где определены ключевые приоритеты, названы цифры, намечены пути развития.
Что касается непосредственного взаимодействия Ассоциации и регионального минпрома, то в зоне нашего особого внимания: стимулирование роста налогооблагаемой базы предприятий, активизация обновления основных фондов уменьшением налога на имущество и уменьшением налога на прибыль, развитие инвестиционной и инновационной деятельности предприятий.
То, что промышленность набирает темпы роста, а доходная часть бюджета в нынешнем году должна составить 100 млрд рублей против 36 млрд 2000-го - есть важнейший результат работы Правительства, которое сегодня находится во главе региона.
- Какие конкретные шаги по поддержке нижегородской промышленности были предприняты в регионе в последнее время?
- При участии НАПП в области было принято и реализовано достаточное количество законов и постановлений, направленных на улучшение условий работы промышленных предприятий. Это, прежде всего, законы о цене на землю, о реструктуризации задолженности в дорожный фонд, о стимулировании обновления основных фондов.
Среди последних совместных инициатив правительства области и нашей Ассоциации можно назвать принятый в конце июля 2011 года целый пакет поправок в региональные законы, призванный стимулировать обновление основных фондов путем предоставления налоговых льгот. В частности, были утверждены изменения в областном законе о налоге на имущество организаций, согласно которым обрабатывающие предприятия, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро при приобретении и вводе в эксплуатацию основных средств в течение первого года освобождаются от налога на имущество. В течение второго и третьего годов при этом налоговая ставка устанавливается на уровне 0,55% и 1,1% соответственно. Также новые поправки были внесены в закон о предоставлении льгот по налогу на прибыль организаций. Согласно им, ставка налога, установленная для зачисления в региональный бюджет, может быть снижена для местных компаний на 0,5% - 4,5% в зависимости от объема их капитальных вложений в основные фонды. Минимальный объем инвестиций установлен на уровне 100 млн рублей.
В целом мы сходимся с областными властями во мнении, что работу по поддержке бизнеса необходимо вести системно. Поэтому Ассоциация еще в 2010 году приступила к активной разработке проекта закона «О промышленной политике Нижегородской области». Как нам видится, он должен будет стимулировать модернизацию производств, привлечение инвестиций в промышленность, а также развитие ее экспортного потенциала, прежде всего в секторе машиностроения и металлообработки.
- Каковы планы Ассоциации на ближайшую перспективу?
- Выйти на докризисный уровень объемов промышленного производства и обеспечить их дальнейший рост как минимум на 8% - вот основные задачи, которые ставит сегодня перед собой НАПП.
Острыми остаются вопросы постоянного роста тарифов на энергоносители. Политика, которую проводит государство в этом направлении, осложняет условия работы предприятий, поэтому мы будем предпринимать дальнейшие шаги по изменению сложившейся ситуации.
Еще один актуальный вопрос - подготовка высококвалифицированных кадров. Не вызывает сомнений то, что региону необходима система профессионально-технического обучения рабочих кадров нового современного уровня. Помощь в этом должны оказать создающиеся ресурсные центры профессиональной подготовки. Кроме того, вместе с правительством области мы продолжим работу по восстановлению профессиональных учебных заведений. Пока планируем восстанавливать по два ПУ ежегодно.
Радует, что молодежь с удовольствием идет учиться в ресурсные центры, а умения и навыки приобретает не на станках полувековой давности, а на современных машинах - имитаторах. Лучшее доказательство эффективности этой программы - 100%-е трудоустройство выпускников.
- В чем вы видите залог успеха развития нижегородской промышленности?
- Несомненно, залог успеха развития промышленности - модернизация. О необходимости модернизации постоянно говорит Президент, необходимость модернизации подтверждают все статистические данные и экспертные оценки, но пока - это лишь тема для острых дискуссий.
Большинство предприятий при всем желании не может провести ускоренное техническое перевооружение, поскольку это требует огромных вложений, а доступа к дешевым кредитам у промышленников нет. В результате модернизация на предприятиях проводится точечно и исключительно на собственные средства. Механизма поддержки модернизации в России пока нет.
Убежден, что на такие важные нужды, как техническое перевооружение, займы должны выдаваться как минимум на 10 лет и под более щадящий процент - скажем, 3-5%. Такое решение должно быть принято на государственном уровне. Только это обеспечит кардинальное изменение экономической ситуации в стране.
Автор: Корр. Александр Михайлов